Page 158 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 158
ции общества на основе отечественных духовных традиций и российского
менталитета, совершенствования гражданско-патриотического воспита-
ния детей и молодежи. Концептуальные подходы к решению данных про-
блем содержатся в «Национальной доктрине образования», утвержденной
правительством РФ в 2000 г. и рассчитанной на период до 2025 г., «Концеп-
ции духовно-нравственного развития и воспитания личности граждани-
на России» (2009) и т.д. Вместе с тем поиск теоретических и практических
подходов в этой области по-прежнему актуален. Одно из его направле-
ний – выявление потенциала многовековых культурных традиций наро-
дов России, одним из которых является казачество – часть русского этноса,
имеющая региональные и военно-сословные субкультурные особенности.
В народной педагогике казачества накоплен значительный опыт воспи-
тания патриотизма и духовности, поскольку казачество всегда было тесно
связано с государственной военной службой, осознавало свое основное
назначение через служение Отечеству, его идеалам и направляло воспита-
тельное воздействие семьи, общественности и образования на формиро-
вание гражданских и патриотических чувств молодого поколения.2
С начала 1990-х в российском образовательном пространстве стали
появляться образовательные учреждения, которые ставили перед собой
задачу не только освоения школьниками истории и культуры казачества,
но и сохранения и воспроизводства казачьей культуры – казачьи школы,
классы на базе общеобразовательных организаций, кадетские корпуса,
военно-патриотические центры, православные лицеи, молодежные клу-
бы и т.д. В этот период педагогическим сообществом поднимались воп-
росы просветительского характера – разрабатывались курсы по истории
казачества, создавались учебники данной тематики и т.д. В 1997 г. было
издано распоряжение Президента РФ «О создании общеобразовательных
учреждений – кадетских школ (школ-интернатов)» и Типовое положение о
кадетской школе, основными целями которой декларировалось интеллек-
туальное, культурное, физическое и нравственное развитие обучающихся,
их подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Актуальность данной формы кадетского образования (не только казачь-
его) была обусловлена историческим происхождением и манифестацией
патриотического военизированного воспитания.
При создании казачьих кадетских корпусов преследовались две цели,
взятые из истории этих учебных заведений: военно-патриотическое вос-
питание и образование подрастающего поколения, воспитание и обучение
детей из малообеспеченных семей, сирот. Позже многие из данных казачь-
2 См.: Мурзина И. Я. Традиции казачьего воспитания: этический аспект // Человек в
мире культуры. – 2015. – Т. 2. – С. 24–30.
156