Page 154 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 154

листов с высокой нравственностью, выбравших одну из благороднейших
профессий – защищать покой граждан многонациональной Российской
Федерации. Одним из путей решения этой проблемы может быть гумани-
зация образовательного процесса, т.е. приобщение кадетов к культурному
наследию и духовным ценностям своего и других народов.

    Гуманизация содержания образования требует пересмотра целей, со-
держания и технологии обучения иностранному языку как новому средс-
тву общения – новому средству межкультурной коммуникации и меж-
культурного взаимопонимания.

    Поэтому в настоящее время цель обучения иностранному языку в ка-
детских корпусах представляет собой не столько приобретение знаний,
формирование у кадетов навыков и умений, сколько усвоение ими сведе-
ний страноведческого, лингвострановедческого и культурно-эстетическо-
го характера, а также познание новых человеческих отношений и новых
ценностей, которыми не владеет человек, не знающий языка другой для
него национальной культуры.

    Следовательно, овладение языком как средством общения требует зна-
ния социальных, ситуативных и других, так называемых «фоновых зна-
ний», составляющих «тезаурус языковой личности».1 Поэтому совершен-
но очевидно, что владеющий иностранным языком обладает и несколько
иным мироощущением: знание иностранного языка, кроме возможности
прямого контакта с носителями изучаемого языка, дает ему определенные
преимущества в других сферах его деятельности. Таким образом, подде-
рживая интерес к языку как средству общения, необходимо развивать
интерес к нему как носителю своеобразной культуры. И немаловажную
помощь в этом отношении может оказать использование культурного и
духовного наследия страны изучаемого языка, в том числе лучших об-
разцов музыкального и, в частности, песенного творчества, на изучаемом
языке на занятиях по иностранному языку.

    В целях более точного определения роли использования данного куль-
турологического компонента в учебном процессе разграничим такие по-
нятия, как «музыка», «песня на изучаемом языке», «пение». Рассмотрим
каждое из этих понятий в отдельности.

    Музыка, являясь одним из средств межкультурной коммуникации, ско-
рее носителем эмоциональности, раскрывает уклад общества соответству-
ющей эпохи, тем самым, представляя культурный срез своего времени.

    В жизни любой семьи постоянно присутствует музыкальный фон, ко-
торый создается передачами телевидения, радио и других источников.

1 См.: Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность / отв. ред. Д. Н. Шмелев. – АН
СССР, отд. лит. и яз. – М.: Наука, 1987. – 261 с.

                                           152
   149   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159