Page 156 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 156
Лучшие образцы англоязычных песен рассматриваются нами как одно
из эффективнейших средств обучения межкультурной коммуникации,
оказывающее воздействие на формирование духовной культуры кадетов.
Песенный жанр, как один из ведущих жанров музыкального творчества,
благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить
различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка.
Одним из лингводидактических достоинств песни является то, что
текст песни аутентичен. Аутентичный текст может рассматриваться как
единственная реальная связь между кадетами и культурой изучаемого
языка. При восприятии песни, благодаря наличию вербального текста, со-
чиненного носителями языка, информация извлекается из естественных
форм языка и не привносится извне искусственным по отношению к язы-
ку путем.
Обладая такими достоинствами, песня на иностранном языке способс-
твует формированию картины мира, создаваемой неродным языком, спо-
собствует созданию вторичной языковой личности. Речь идет об изучении
языковой эквивалентности слов, понятий, реалий, изучении собиратель-
ных образов, концептов, клише, идиом и других единиц менталитета. Ис-
пользование песни для обучения межкультурной коммуникации расширя-
ет границы владения фоновыми знаниями, иначе говоря, знаниями реалий
культуры страны изучаемого языка. Песни являются богатым источником
безэквивалентной лексики, т.е. совокупности слов, обозначающих cпеци-
фичные национальные предметы и явления, которые присущи культуре
отдельного народа и не существуют в другой.
Данные нейролингвистики также подтверждают, что песни очень по-
лезны в процессе обучения иностранному языку, т.к. они активизируют
оба полушария головного мозга, воздействуя на него посредством музыки и
слов одновременно и поочередно, т.е. глобально и аналитически.
Рассмотрим, наконец, непосредственно процесс пения, который вклю-
чает в себя разучивание и исполнение песни на любом, в том числе и изу-
чаемом языке. Передовые мыслители и педагоги постоянно заботились о
том, чтобы пение песен занимало определенное место в обучении подрас-
тающего поколения. Л.Н. Толстой требовал, например, чтобы изучение
живого родного языка шло через усвоение лучших образцов народной
речи: сказок, пословиц, песен, стихов и т.п. Музыка на уроке, по мнению
методистов, это не просто отдых, но и эмоциональный заряд, обогащаю-
щий знания в различных областях жизни. Доброжелательный фон, соблю-
дение педагогической этики и такта, положительные эмоции крайне необ-
ходимы кадетам.
154