Page 155 - Особенности духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания обучающихся
P. 155

Благодаря широкому распространению CD-плееров, сотовых телефонов и
других средств, а также использованию музыкальных ресурсов Интернет,
мы приобрели возможность соприкасаться с лучшими музыкальными об-
разцами других стран.

    Одной из таких стран является США. Несмотря на предъявляемые к
России экономические и политические санкции, эта страна имеет недол-
гую, но богатую событиями культуру. Ее уникальность заключается в
том, что она в ходе исторического развития стала своеобразным сплавом
(«melting-pot») многих национальных культур. Видимо, это послужило
причиной того, что эта страна являлась своеобразным законодателем мод
в музыкальной сфере. Именно поэтому наиболее популярной и предпоч-
тительной в среде молодежи всех стран была и остается американская му-
зыка, знакомящая с традициями и духовным миром североамериканского
континента.

    Еще в большей степени, чем музыка, песни (благодаря текстам) отра-
жают общество, позволяя проникнуть в культуру страны как бы изнутри.
Через песни раскрывается душа народа, его культура, и преподаватель вы-
ступает как посредник в процессе познания кадетами этой культуры, как
комментатор, как стимулятор их познавательной активности. По мнению
Д.Б. Кабалевского, песня способна развить духовную культуру молодого
человека, соединить в единое целое его разум и душу. Песни, музыка раз-
вивают эмоции, мировоззрение, взгляды на жизнь вообще. Основная зада-
ча преподавателя при этом – помочь формированию взглядов своих вос-
питанников. По мнению композитора, песни и музыка являются могучим
и ничем не заменимым средством формирования духовного мира.

    Песни испокон веков сопровождали человеческую жизнь. Песни можно
слышать повсюду: по радио, по телевидению, в барах, в автомобиле. Появ-
ляется все больше музыкальных радиостанций и радиопрограмм. Человек
поет для себя в душе, поет на праздниках, одним словом, поет, когда ему
плохо, и поет, когда ему хорошо. Благодаря проникновению Интернета в
нашу жизнь мы можем найти слова полюбившихся нам песен. И опять, к
сожалению, для нашей культуры можно наблюдать преобладание англо-
язычных песен.

    Песне, как и любому другому произведению искусства, присуща ком-
муникативная функция, т.е. передача заложенного ее автором содержания
адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого
характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушате-
ля), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве инокуль-
турного материала оказывает воздействие на эмоции человека и его образ-
но-художественную память.

                                           153
   150   151   152   153   154   155   156   157   158   159   160