Page 145 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 145
Принцип «лес рубят, щепки летят» вполне приемлем для подростка. При этом он
одинаково не хочет быть ни «лесорубом», ни «щепкой», – скорее, «сборщиком»
или «вязальщиком дров».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – человек
как ценность, скорее всего, пустой звук для подростка. Он склонен к
проявлениям жестокости в отношении других людей, презрительно относится к
любым актам милосердия. «Слабаки» и «ненормальные», по его мнению,
ухудшают нашу жизнь, тормозят рост благополучия, поэтому должны быть
полностью изолированы от общества. Наверняка он считает, что
справедливость, порядок, стабильность стоят того, чтобы ликвидировать
психически больных, бомжей. Самое опасное, что от слов он может перейти к
действиям.
9. Отношение подростка к человеку как Другому
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подросток – подлинный альтруист. Он всегда готов помочь другим людям, даже
незнакомым, не ожидая просьбы с их стороны. В своих действиях во благо
других бескорыстен. Всегда готов помочь слабым, нуждающимся. Ради
подобной помощи готов рисковать собственным благополучием. Любит дарить
подарки «просто так».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток не прочь оказать помощь нуждающимся, но предпочитает делать это
тогда, когда его об этом попросят. Он осторожен в своих действиях во благо
других, старается не подвергать риску собственное благополучие. Не доверяет
искренности просящих милостыню, и если они оказываются поблизости от
него, старается сделать вид, что их не замечает. Испытывает удовольствие, делая
подарки, но при этом в глубине души рассчитывает на ответный дар. Если этого
не случается, расстраивается.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
лишь изредка думает о потребностях и чувствах других людей. В большинстве
своем это те, от кого он в той или иной степени зависит. Бескорыстие кажется
ему расточительством, он предпочитает все делать с выгодой для себя, умело это
маскируя. Он уверен, что всякое доброе дело должно адекватно
вознаграждаться, поэтому прежде, чем сделать что-либо доброе, не стесняется
узнать, а «что ему за это будет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
сосредоточен исключительно на собственной персоне, искренне полагает себя
«центром вселенной». Не то чтобы делать, но даже думать о других не входит в
его планы. Во всем он ищет выгоду, не очень-то это и скрывая. Бескорыстие
кажется ему нелепостью, несусветной глупостью. Он склонен к злословию,
циничному отношению к тем, кто в чем-то нуждается, кому необходима помощь.
Все нищие для него – лентяи и лжецы. Гораздо больше, чем дарить, ему
нравится принимать подарки, желательно дорогие и полезные.
144