Page 143 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 143

От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
по возможности переложит часть своей работы на другого. Если узнает, что кто-
то из одноклассников работает после школы, то отреагирует, скорее всего, так:
«Тебе что, делать нечего?!». В его представлении «грязная» работа – удел людей
второго сорта или тех, кто не сумел устроиться в жизни. Сам-то он уж точно
никогда за нее не возьмется.

           От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – более-
менее сложная работа вызывает у подростка отвращение. Он придумывает себе
массу причин, по которым за нее не стоит браться. Подросток с удовольствием
воспользуется плодами чужого труда, по возможности выдавая их за свои.
Между трудолюбием и жизненным благополучием для него нет никакой связи.

           6. Отношение подростка к культуре

           От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
культурные формы поведения, безусловно, личностно значимы для подростка и
деятельно реализуются им в повседневной жизни. Ему чужды хамство,
«украшение» речи нецензурными оборотами, он внимателен и тактичен по
отношению к другим людям. Он понимает необходимость сбережения того
культурного достояния, которое досталось в наследство от прошлого, и
категорически не приемлет вандализма.

           От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток признает объективную ценность культурных форм поведения, но
отнюдь не всегда руководствуется ими в своей повседневной жизни. Он
наверняка хотел бы выглядеть «культурным человеком», но не готов
прикладывать ежедневные усилия к этому. Он находит оправдание
эпизодическим проявлениям со своей стороны хамства («я хамлю только в
ответ»); неряшливости («ну и пусть встречают по одежке, зато провожают по
уму»), нецензурной брани («сильные эмоции трудно выразить по-другому») и
т.п. Вандалы антипатичны ему.

           От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) –
культурные формы поведения рассматриваются подростком как нечто
догматичное, идущее от мира взрослых, а потому обременяющее его
повседневную жизнь. Он сторонник естественного выражения своих мыслей,
чувств, желаний и считает, что культурная огранка только помешает ему быть
таким, какой он есть. Слово «культура» наверняка ассоциируется у него с
телеканалом «Культура» и навевает непреодолимую скуку. Вряд ли он сам
способен на акт вандализма, но и осуждать вандалов-сверстников, скорее всего,
не станет.

           От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – слово
«культура» во всех своих формах вызывает у подростка неприятие и
рассматривается как проявление лживости взрослого мира. Он наверняка знает,
что представляют собой культурные формы поведения, но в своей
повседневности реализует их с точностью до наоборот. Тактичность кажется
ему проявлением слабости, хамство и нецензурная брань – силы, «потягивание
пивка» под аккомпанемент матерщины – лучшим времяпрепровождением.
Памятники прошлого воспринимаются им, вероятнее всего, как обыкновенная

                                             142
   138   139   140   141   142   143   144   145   146   147   148