Page 147 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 147
здоровый образ жизни, сознательно культивирует его и связывает с ним свои
дальнейшие жизненные успехи. Он способен противостоять попыткам вовлечь
его в процесс употребления табака, алкоголя, наркотических веществ и
постарается не допустить этого в отношении других.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – ценность
здоровья значима для подростка. Объективно он понимает важность здорового
образа жизни, но субъективно ставит его не слишком высоко. Здоровье для
него – естественное состояние, само собой разумеющаяся «вещь», а не то, что
требует специальных усилий. Пристрастие к вредным привычкам –
извинительная слабость, а не проявление безволия. Возможно, в глубине души
он полагает, что способен добиться жизненного успеха, не уделяя пристального
внимания своей физической форме.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – ценность
здоровья невысока в сознании подростка. Размышления и разговоры о здоровье
и здоровом образе жизни он считает пустой тратой времени, уделом
пенсионеров. Ему хочется хорошо, по-спортивному, выглядеть в глазах
окружающих, но что-то делать для этого ему откровенно лень. Вредные
привычки не кажутся ему такими уж вредными, наоборот, – в них есть некая
приятность, шарм. Он наверняка одобрительно усмехнется, услышав фразу «кто
не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) –
собственное здоровье, тем более здоровье окружающих, не представляет для
подростка сколь-нибудь значимой ценности. Ему либо вовсе наплевать на свое
физическое состояние, либо он ненавидит все то, что связано с его телесной
жизнью (последний случай реален при условии низкого самопринятия
подростка). Заботящихся о своем здоровье он презирает. Свои вредные
привычки полагает делом абсолютно естественным и, может быть, даже
гордится ими. При случае он не преминет высмеять все, что связано с темой
здоровья, физической культуры и спорта.
12. Отношение подростка к своему душевному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подросток принимает себя таким, какой он есть. Он верит в свои силы и
возможности, честно относится к себе, искренен в проявлении чувств.
Комфортно чувствует себя даже в незнакомой компании. Он не боится
одиночества, минуты уединения для него важны и плодотворны. Он стойко
переносит личные неурядицы, не боится показаться смешным.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
принимая себя в целом, подросток все же может испытывать неловкость по
поводу некоторых своих особенностей. Он думает о себе как о человеке,
который симпатичен для других, но некий червь сомнения и неуверенности все-
таки подтачивает его. Ему хотелось бы и сейчас, и в будущем гарантировать
себя от попадания в смешные положения и ситуации. Он несколько тяготится
уединенным положением и по возможности старается чем-либо (слушанием
музыки, просмотром видеофильмов и т.д.) заместить его.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
принимает себя таким, какой он есть, лишь в отдельные моменты своей
146