Page 149 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 149

Данная методика приведена полностью, несмотря на то, что некоторые

показатели качеств личностного роста не относятся к теме методического посо-
бия. Вместе с тем следует отметить, что патриотизм и гражданственность – это
интегральные качества личности, вбирающие в себя в том числе и отношение
человека к знанию (включая историю Отечества, историю родного края), само-

му себе, своему здоровью (понимая его как условие собственного благополучия
и процветания страны) и т.д.

           Задача педагога после проведенной диагностики – выстроить систему
гражданско-патриотического воспитания (как и любого другого) таким образом,

чтобы отношение обучающихся к указанным ценностям развивалось в направ-
лении от устойчиво-негативного к ситуативно-негативному, а далее – к ситуа-
тивно-позитивному и устойчиво-позитивному. Это и будет результатом педаго-
гической деятельности.

           Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна в совре-
менном российском обществе и в связи с усиливающимся поликультурным кон-
текстом. Жить в мире и согласии с людьми другой национальности, вероиспо-
ведания, норм поведения – это проявление патриотизма и гражданственности,

основанного на понимании значимости таких отношений для консолидации
российского общества, процветания Отечества. В этой связи приведем критерии
поликультурной воспитанности, предлагаемые американским ученым
К. Грантом.

Уровни поликультурной воспитанности (К. Грант) 142

    1-й уровень             2-й уровень         3-й уровень
Осведомленность         Оценка и согласие      Убежденность

   и понимание                                    и защита

Осведомленность о соб-  Содействие социальной  Проектирование, реали-
                        справедливости
ственной этногруппе,                           зация и оценка поли-
расе и т.д.                                    культурного опыта

Понимание обществен-    Содействие развитию    Реалистическое и кри-
ного неравенства        чувства единения
                                               тическое отношение к
                                               социальной действи-
                                               тельности

Осведомленность о спо-  Принятие культурного   Действия в целях поло-
собе закрепления соци-  плюрализма. Содей-     жительных социальных

альными институтами,    ствие развитию поло-   изменений. Готовность к
школой в том числе,     жительной «Я»-         решению расово-
дискриминации и         концепции              социальных проблем
предубеждений

142 Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное
воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 120.

                                             148
   144   145   146   147   148   149   150   151   152   153   154