Page 149 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 149
Данная методика приведена полностью, несмотря на то, что некоторые
показатели качеств личностного роста не относятся к теме методического посо-
бия. Вместе с тем следует отметить, что патриотизм и гражданственность – это
интегральные качества личности, вбирающие в себя в том числе и отношение
человека к знанию (включая историю Отечества, историю родного края), само-
му себе, своему здоровью (понимая его как условие собственного благополучия
и процветания страны) и т.д.
Задача педагога после проведенной диагностики – выстроить систему
гражданско-патриотического воспитания (как и любого другого) таким образом,
чтобы отношение обучающихся к указанным ценностям развивалось в направ-
лении от устойчиво-негативного к ситуативно-негативному, а далее – к ситуа-
тивно-позитивному и устойчиво-позитивному. Это и будет результатом педаго-
гической деятельности.
Проблема гражданско-патриотического воспитания актуальна в совре-
менном российском обществе и в связи с усиливающимся поликультурным кон-
текстом. Жить в мире и согласии с людьми другой национальности, вероиспо-
ведания, норм поведения – это проявление патриотизма и гражданственности,
основанного на понимании значимости таких отношений для консолидации
российского общества, процветания Отечества. В этой связи приведем критерии
поликультурной воспитанности, предлагаемые американским ученым
К. Грантом.
Уровни поликультурной воспитанности (К. Грант) 142
1-й уровень 2-й уровень 3-й уровень
Осведомленность Оценка и согласие Убежденность
и понимание и защита
Осведомленность о соб- Содействие социальной Проектирование, реали-
справедливости
ственной этногруппе, зация и оценка поли-
расе и т.д. культурного опыта
Понимание обществен- Содействие развитию Реалистическое и кри-
ного неравенства чувства единения
тическое отношение к
социальной действи-
тельности
Осведомленность о спо- Принятие культурного Действия в целях поло-
собе закрепления соци- плюрализма. Содей- жительных социальных
альными институтами, ствие развитию поло- изменений. Готовность к
школой в том числе, жительной «Я»- решению расово-
дискриминации и концепции социальных проблем
предубеждений
142 Джуринский А. Н. Педагогика межнационального общения: поликультурное
воспитание в России и за рубежом. Учебное пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – С. 120.
148