Page 148 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 148
повседневной жизни. Ему все время хочется «выпрыгнуть» из своей «шкуры»,
немедленно оказаться красивым, богатым и знаменитым. Его кумиры, как
правило, именно такие. В глубине души он надеется на свою привлекательность
для других, но уверен, что они в первую очередь видят его недостатки.
Одиночество одновременно и тягостно для него, и спасительно. В обществе
сверстников он предпочитает быть на вторых ролях.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
не принимает себя, считает себя заурядным и недостойным внимания других.
Он ненавидит свое отражение в зеркале (свою речь, свою одежду и т.д.). Любое
изменение ситуации воспринимает как потенциально катастрофичное для него
по последствиям. Оказавшись в одиночестве, начинает заниматься
«мазохистским самокопанием» и «самоедством». Собственная неполноценность
является его навязчивой идеей. Он испытывает острое чувство вины за то, что
он вообще есть, которое в будущем может обернуться болезненным
стремлением доминировать над окружающими.
13. Отношение подростка к своему духовному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подросток рассматривает себя как автора и распорядителя собственной жизни.
Ощущение личной свободы крайне важно для него, и ради этого чувства он
готов противостоять внешнему давлению. Он способен на самостоятельный и
ответственный выбор. Для него очень важно найти смысл собственной жизни,
которую он хочет прожить «по совести».
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток ощущает в себе возможность быть хозяином собственной жизни,
однако полагает это реальным только в случае благоприятных внешних
обстоятельств. Ему нравится чувствовать себя свободным, но он не готов
рисковать собственным благополучием ради свободы. Выбор привлекателен для
него, но он идет на него с оглядкой: возможность ошибки и ответственность
настораживают его. Он признает объективную значимость категорий совести и
смысла жизни, но в своей повседневности предпочитает руководствоваться
иными, более прагматичными регуляторами.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подростку
более импонирует роль ведомого, нежели автора и распорядителя собственной
жизни. Он ищет общества людей, чья духовная сила могла бы «прикрыть» его
нерешительность и неуверенность в себе. Старается по возможности уйти от
выбора; при заметном внешнем давлении готов отказаться от личной свободы в
пользу ощущения покоя и душевного комфорта. Склонен объяснять свои
неудачи неблагоприятным стечением обстоятельств. Муки совести тяготят его,
поэтому предпочитает о своей совести не думать.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
ощущает себя «пешкой» в окружающей его стихии сил. Он боится и избегает
любого свободного действия. Ищет покровительства сильных мира сего и готов
им довериться без оглядки. Он предпочитает полную определенность и одно-
значность во всем и не хочет выбора. Верит в силу и непогрешимость большин-
ства, ибо это спасает его от личной ответственности за себя и свою жизнь.
Принцип его жизни – не высовываться.
147