Page 142 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 142
лесу, животным, водоемам продиктовано потребностью в собственном
комфорте, а если получится, то и выгодой для себя. Он способен причинить боль
животному ради простой забавы. Он с насмешкой относится к тем, кто
проявляет уважение и любовь к «братьям нашим меньшим».
4. Отношение подростка к миру
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у
подростка наличествует четко выраженная пацифистская позиция. Он считает,
что к насилию прибегают только слабые люди и государства. К проявлениям
грубой силы он относится подчеркнуто отрицательно. Уверен, что всегда есть
возможность уладить конфликт, не ущемляя при этом права других людей. Не
боится идти на уступки.
От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток в целом разделяет идеи мира и ненасилия, но при этом считает, что в
отдельных случаях применение силы оправданно. К проявлениям грубой силы
он относится со смешанным чувством неприятия и страха. Подросток полагает,
что в сложном современном мире надо всегда быть готовым к противостоянию,
поэтому, к сожалению, нельзя обойтись без оружия. Он старается не идти на
уступки, потому что не хочет показаться слабым в глазах окружающих.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
уверен, что мир можно поддерживать главным образом силой, угрозами,
ультиматумами. Он рассматривает войну как один из естественных способов
разрешения конфликтов. По его мнению, сильный тот, кого боятся. Считает, что
вокруг хватает потенциально враждебных людей и государств. Вряд ли он сам
будет инициатором насильственного деяния, но сыграть роль «второго плана»,
скорее всего, не откажется.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – можно
предположить, что для подростка не существует альтернативы: переговоры или
военная операция. Война для него может быть ценностью – с помощью нее
можно решить проблемы перенаселения и нехватки продуктов на всех. Он
целиком и полностью на стороне силы, а все, кто пытается этому противостоять,
для него «слабаки». Скорее всего, это касается и локальных (класс, двор, школа),
и крупных конфликтов, где от него пока ничего не зависит.
5. Отношение подростка к труду
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подростка отличает трудолюбие во всем: от уборки класса до чтения трудной
книги. Он получает удовольствие от сложной, трудоемкой, даже нудной работы.
Не считает зазорным помочь родителям по хозяйству, может сам предложить
что-либо сделать. Подрабатывает он где-то или пока еще нет – в любом случае
подросток этого не стыдится.
От + 1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – скорее
всего, только престижная работа вызывает уважение подростка. Хотя если все
окружающие заняты чем-то не престижным (например, уборкой территории во
время субботника), то может и поучаствовать «за компанию». Он поможет и в
домашних делах, но его будет раздражать, что это занимает столько времени.
141