Page 141 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 141

конъюнктурой, не модой на патриотизм, а являются глубоко личными,
пережитыми.

           От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток переживает чувство Родины как чувство родного дома, деревни,
города. Однако ему кажется, что то, что происходит в стране и на его «малой
родине», имеет между собой мало общего. Он встает, когда звучит гимн, скорее,
не по душевному порыву, а потому, что так принято. При необходимости
подросток не откажется помочь ветеранам, хотя сам своей помощи может и не
предложить. Подросток старается открыто не проявлять свое отношение к
стране. К разговорам об ее «убогости» он в принципе равнодушен. Он может
«правильно» выступить на тему гражданственности и патриотизма, но в
зависимости от ситуации по-разному расставить акценты. Подросток умеет
угадывать, в какой момент что «патриотично», а что нет. Ему кажется, что то,
что происходит со страной и с ним самим, имеет между собой мало общего.

           От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное) – можно предположить,
что подростка отличает обывательское отношение к своей стране. Родина для
него просто место, где он живет, и которое легко можно поменять на любое
другое. Все успехи – это его собственные успехи, а в неудачах виновата страна
(«да разве в этой стране…»). Может быть, сам он не будет участвовать в
осквернении памятников, но точно не осудит других, ведь память - это не то, за
что можно получить дивиденды.

           3. Отношение подростка к Земле (природе)

           От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – у
подростка вполне развитое экологическое сознание. Для него естественно
чувство жалости и сопереживания любым животным; он готов убирать лес и
чистить водоемы, находя эти занятия увлекательными и важными лично для
себя. И уж точно подберет и накормит брошенного щенка, не забудет полить
цветы (совсем не из желания получить похвалу от взрослого, а из потребности
ощущать гармонию мира, в котором живет).

           От +1 до +14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток заботится о животных, цветах, но главным образом о тех, которые
принадлежат непосредственно ему. Экологические проблемы воспринимаются
им как объективно важные, но при этом не зависящие от него лично. Он не
будет сорить в лесу, если этого не делают другие. Примет вместе с классом
участие в субботнике, но если есть возможность отказаться, то он ею, скорее
всего, воспользуется.

           От -1 до-14 баллов (ситуативно-негативное отношение) –
собственное мнение подростка об экологических проблемах зависит от
конъюнктуры. Он предпочитает не обращать внимания на такие мелочи, как
брошенный им мусор, подожженную урну. Ломая ветки в лесу, гоняя кошек и
собак во дворе, он не задумывается о том, что делает. И уж тем более не
отреагирует, если то же самое делают другие. Всех животных он делит на
полезных и бесполезных, радующих его взгляд и вызывающих брезгливое
отношение.

           От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – природа
воспринимается подростком как предмет потребления. Отношение подростка к

                                             140
   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145   146