Page 140 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 140

 в случае индивидуальной диагностики нужно быть предельно
внимательными к ответам подростка; осуществляя факторный анализ, необхо-
димо обратить внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индиви-
дуальной «нормы» (возможно, именно здесь – точка его личностного роста или
регресса);

            при любом варианте проведения диагностики, даже при
           наличии отрицательной тенденции, важно подчеркнуть все имеющиеся
положительные моменты;
            при оглашении результатов опроса нужно быть предельно так-
тичными.

Интерпретация результатов

           1. Отношение подростка к семье

           От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность
семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и
устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи.
Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В
будущем он хочет создать счастливую семью.

           От + 1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья
для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия
семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же
иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без
напоминания не всегда вспомнит о дне рождения кого-то из близких. Заботу
родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что
семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой
он живет сейчас.

           От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение
к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать
деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-
то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью,
послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.

           От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не
представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в
чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье
норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно
отразится на его способности и желании создать собственную счастливую
семью.

           2. Отношение подростка к Отечеству

           От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма.
Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он
собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную
ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не

                                             139
   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144   145