Page 140 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 140
в случае индивидуальной диагностики нужно быть предельно
внимательными к ответам подростка; осуществляя факторный анализ, необхо-
димо обратить внимание на то, какие его ответы «выпадают» из его же индиви-
дуальной «нормы» (возможно, именно здесь – точка его личностного роста или
регресса);
при любом варианте проведения диагностики, даже при
наличии отрицательной тенденции, важно подчеркнуть все имеющиеся
положительные моменты;
при оглашении результатов опроса нужно быть предельно так-
тичными.
Интерпретация результатов
1. Отношение подростка к семье
От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – ценность
семьи высоко значима для подростка. Он дорожит семейными традициями и
устоями, помнит о разных мелочах, приятных кому-то из членов семьи.
Семейные праздники всегда проходят при его участии и помощи в подготовке. В
будущем он хочет создать счастливую семью.
От + 1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) – семья
для подростка представляет определенную ценность, но сам факт наличия
семьи, семейных традиций воспринимается им как естественный («а как же
иначе?»). Подросток принимает участие в семейных праздниках, но без
напоминания не всегда вспомнит о дне рождения кого-то из близких. Заботу
родителей воспринимает как само собой разумеющуюся. Он предполагает, что
семья, которую он создаст в будущем, будет не слишком похожа на ту, в которой
он живет сейчас.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – отношение
к семье у подростка, как правило, потребительское. Ему «должны» давать
деньги на мелкие расходы и прощать шалости. Но если от родителей нужно что-
то серьезное, подросток добьется этого любыми путями – лестью, ложью,
послушанием. Сам он, скорее всего, считает, что никому и ничем не обязан.
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – семья не
представляет для ребенка какой-либо ценности. Такое отношение проявляется в
чувстве стыда за свою фамилию, сознательном неприятии принятых в семье
норм поведения, представлений о жизни. Все это в будущем может негативно
отразится на его способности и желании создать собственную счастливую
семью.
2. Отношение подростка к Отечеству
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подростку присущи вполне развитые чувства гражданственности и патриотизма.
Родина для него не абстрактная категория, а конкретная страна, где он
собирается жить, которой он гордится. Он чувствует свою личную
ответственность за судьбу страны. При этом подобные чувства вызваны не
139