Page 146 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 146
10. Отношение подростка к человеку как Иному
От + 15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) –
подросток признает права людей на иной, отличный от его собственного, образ
жизни и свободное выражение своих взглядов. Он, безусловно, принимает иные
культуры, положительно относится к культурным отличиям, восприимчив к
любым проявлениям культурной дискриминации. Он стремится к пониманию,
проникновению в суть других культур, способен избегать в их оценке
культурных предрассудков и стереотипов. В нем также ощутимо стремление
рассматривать иные культуры не со своей «колокольни», но сквозь призму
ценностей и приоритетов самих этих культур.
От + 1 до + 14 баллов (ситуативно-позитивное отношение) –
подросток склонен к признанию и принятию культурного плюрализма,
уважению самых разнообразных социокультурных групп, но при этом разделяет
(зачастую неосознанно) некоторые культурные предрассудки, использует
стереотипы в отношении представителей тех или иных культур. Он не может
самостоятельно увидеть многие, особенно скрытые, проявления культурной
дискриминации в повседневной жизни. Ему трудно представить, с какими
проблемами могут сталкиваться культурные меньшинства, мигранты или
беженцы. Это объясняется непониманием Другого, неумением увидеть его
изнутри, взглянуть на мир с его точки зрения.
От -1 до -14 баллов (ситуативно-негативное отношение) – подросток
на словах признает права других на культурные отличия, декларирует принцип
равенства людей, но при этом испытывает личное неприятие отдельных
социокультурных групп. Такой диссонанс между декларируемыми
гуманистическими принципами и реальным проявлением нетерпимости
подросток пытается оправдать ссылками на общественное мнение («все так
считают»), аморальное поведение, якобы свойственное представителям этих
групп («все они такие»), личный неудачный опыт взаимодействия с ними («я
встречал таких людей и уверен, что...»). Эта позиция основана на
культуроцентризме, ксенофобии, презумпции вины другого. Отрицая такие
вопиющие проявления интолерантности, как фашизм, геноцид, сегрегация,
человек при этом может легко навешивать на людей других культур ярлыки
«недостойных уважения», «опасных».
От -15 до -28 баллов (устойчиво-негативное отношение) – подросток
сознательно отказывается признавать, принимать и понимать представителей
иных культур. Он склонен характеризовать культурные отличия как
девиантность, не желает признавать равные права на существование тех, кто
имеет иной физический облик или разделяет иные ценности. Зачастую он
демонстративно враждебен и презрителен к таким людям, жаждет «очистить» от
них пространство собственной жизни, Подросток не испытывает ни малейшего
желания взглянуть на те или иные жизненные ситуации с точки зрения другой
культуры.
11. Отношение подростка к своему телесному Я
От +15 до +28 баллов (устойчиво-позитивное отношение) – для
подростка ценность здоровья является приоритетной. Он понимает, что такое
145