Page 12 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 12
авиационному и химическому строительству (Осавиахим), в кружках и военных,
военно-морских клубах которого население овладевало стрелковым оружием,
изучало ручную гранату, основы тактики, то есть готовилось с оружием в руках
защищать социалистическое Отечество от многочисленных врагов.
Во второй половине 1930-х гг. в идеологической и политико-
воспитательной работе на первый план вышли историческая наука и
историческое образование. Ключевой доминантой в исторической науке стала
инициированная и поддержанная И.В. Сталиным национально-государственная
идея, ориентированная на традиционные российские ценности сильное
централизованное государство, патриотизм и культ вождей (монархов). Был
осуждён нигилистический подход к русской истории и негативное отношение к
традициям русского народа, реабилитировались цари-реформаторы, герои
национальных войн. Начиная с 1936 года, предпринимаются активные усилия по
формированию гражданского сознания молодёжи через систему внешкольного
воспитания. К 1940 г. в СССР насчитывалось 1 846 внешкольных учреждений,
находящихся в ведении министерств просвещения, культуры, путей сообщения,
речного и морского флота, профсоюзов, ОСОАВИАХИМа, добровольных
спортивных обществ и других организаций и ведомств. Росла численность
Домов и Дворцов пионеров, Станций юных туристов и техников, загородных
пионерских лагерей, детско-юношеских спортивных школ.
Успехи первых пятилеток, превращение СССР в мощную
индустриальную державу давало повод для гордости, и когда началась Великая
Отечественная война, советский народ, включая и молодёжь, проявил
небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного
превосходства над фашистской Германией. Возвращённые в память народа
имена Александра Невского, Дмитрия Донского, А.В. Суворова, М.И. Кутузова,
К. Минина, Д. Пожарского стали связующей нитью между поколениями
русичей россиян советских людей.
Именно в годы войны И.В. Сталин стал всё чаще употреблять такие
понятия, как «Родина», «патриотизм», «гражданственность», а в конце войны в
докладе, посвящённом 27-й годовщине Октября, впервые прозвучало
словосочетание «советский патриотизм». В послевоенных советских словарях
он определялся как патриотизм «нового высшего типа», основанный на
«глубокой преданности и верности народа своей Советской Родине, братском
содружестве трудящихся всех наций нашей страны», в котором «гармонически
сочетаются национальные традиции народов и общие жизненные интересы всех
трудящихся Советского Союза», который «сплачивает все нации и народности
нашей страны в единую братскую семью», в котором «достигло высочайшего
расцвета чувство любви к отчизне...». 20
Патриотическое воспитание после Великой Отечественной войны
осуществлялось с уклоном в военно-патриотическое. Вместе с тем принятый на
XXII съезде КПСС (1961 г.) Моральный кодекс строителя коммунизма предлагал
целый набор качеств, которые можно рассматривать как качества патриота и
гражданина: преданность делу коммунизма, любовь к Родине, к странам
социализма; добросовестный труд на благо общества; забота каждого о
20 Патриотизм // Краткий философский словарь / под ред. М. Розенталя и П. Юдина. 3-е
изд., перераб. и доп. М.: Госполитиздат, 1952. С. 374.
11