Page 7 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 7

1. Патриотизм и гражданственность в России:
                              взгляд через века

           На различных этапах истории России патриотизм и гражданственность
россиян были одними из основных факторов, обеспечивающих
жизнеспособность общества и государства. Исконно духовной основой
патриотизма было самосознание русского народа, формировавшееся под
многовековым влиянием православной церкви. Земля для русских людей была
не просто территорией, а категорией нравственной (Мать-Земля), Отечество
воспринималось как святыня. И общественное сознание россиян всегда
связывало патриотизм с защитой Отечества-святыни, готовностью пожертвовать
всем ради неё.

           Внешняя опасность, которой Русь-Россия подвергалась на протяжении
многих веков, была тем фактором, который требовал проявления мужества,
героизма, а, следовательно, патриотизма. По подсчётам историка
В.В. Мавродина, только «за XII–XIV века русские выдержали больше 160 войн с
внешними врагами, из которых 45 сражений с татарами, 41  с литовцами, 30  с
немецкими рыцарями, а остальные со шведами, поляками, венграми и
волжскими болгарами».1

           Лейтмотив защиты Земли русской проходит через многие
произведения древнерусской литературы. Так киевский митрополит Иларион
писал в «Слове о законе и благодати» о необходимости закаливания и
укрепления физических сил детей, воинском воспитании отроков, Владимир
Мономах в «Поучении» детям ратовал за воспитание у мальчиков трудолюбия,
способности исполнять все мужские дела, быть воином. Автор «Слова о полку
Игореве», вдохновлённый любовью к Русской земле и сделавший её главным
героем своего произведения, воспевал храбрых русичей, а автор «Задонщины»
вложил в уста Дмитрия Донского такие слова о погибших воинах: «Положили
вы головы свои за святые церкви, за землю за Русскую и за веру
христианскую».2 Д.С. Лихачёв писал и о патриотизме Сергия Радонежского,
который дал в войско князя Дмитрия Донского двух иноков, Пересвета и Ослябу,
«веля им сражаться», хотя это было «против церковных обычаев, запрещавших
инокам воевать».3

           В 1607 г. в «Уставе ратных и пушечных дел» патриотизм был
зафиксирован как военно-профессиональное качество и норма поведения
воинов. Воеводам предписывалось не только усердно воспитывать
артиллеристов, но и самим подавать пример служения Отечеству. Высочайший
патриотизм проявили русские люди в период польско-шведской интервенции,
ещё раз доказав свою верность родной стране.

           В эпоху Петра I патриотизм был выражен в лозунге «За веру, царя,
честь и достоинство». Известно, что напутствуя российских воинов перед

1 Мавродин В. В. Образование русского национального государства.  2-е изд.  М.-Л.:
ОГИЗ  Политиздат, 1941.  С. 127.
2 См.: Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней.  М.:
ПБОЮЛ Л. В. Рожников, 2000. С. 5862, 64–65, 7579, 89 и др.
3 Лихачев Д. С. Заветное.  М.: Издательский, образовательный и культурный центр
«Детство. Отрочество. Юность», 2006.  С. 179.

                                              6
   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12