Page 17 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 17
буржуазной партии, выступавшие за ограничение власти статхаудера (глава
исполнительной власти в Республике Соединённых провинций в конце
XVIXVIII вв.), проведение демократических реформ в системе управления
Республики, за свободу выступлений и прессы, возможность участия в
руководстве государством не только регентов, но и других граждан, за большее
участие властей в стимулировании экономики, за внешнеполитический союз с
Францией, против Англии. Защиту отечества «патриоты» считали священным
долгом каждого гражданина. 29
Благодаря сочинениям русских просветителей П.А. Левашова,
А.Т. Болотова, Н.М. Дмитриева термин «патриот» вошёл и в русский язык.
Немецкий философ и педагог XIX в. Г.В.Ф. Гегель в качестве главного
объекта патриотизма рассматривал государство, цели и интересы которого
должны, по его мнению, отстаивать личности, группы людей и общество в
целом. Он писал: «Под патриотизмом часто понимают лишь готовность
приносить чрезвычайные жертвы и совершать необыкновенные поступки. Но по
существу он представляет собою умонастроение, которое в обычном состоянии
и обычных жизненных обстоятельствах привыкло знать государство
субстанциальной основой и целью. Это-то сознание, показывающее свою
прочность в обычном ходе жизни при всех обстоятельствах, и делается затем
также основой готовности к чрезвычайному напряжению. Но так как люди часто
охотнее великодушны, чем правомерны, то они легко убеждают себя, что
обладают первым, чрезвычайным патриотизмом, дабы избавить себя от
последнего, подлинного патриотического умонастроения или извинить его
отсутствие».30 Гегель считал, что именно государство выступает главным
объектом высших чувств и помыслов личности, а патриотизм выражается в
чувстве гордости за державу и доверии к ней: «Патриотизм... основывается... на
сознании абсолютного государства. Такое умонастроение, готовность отдать
свое достояние и жить ради целого в народе тем больше, чем больше отдельный
человек может ради общего дела действовать по общей воле и самостоятельно и
чем больше доверия испытывает он к государству». 31
В.Г. Белинский отмечал, что патриотизм «состоит не в пышных
возгласах и общих местах, но в горячем чувстве любви к родине, которое умеет
высказываться без восклицаний и обнаруживается не в одном восторге от
хорошего, но и в болезненной враждебности к дурному, неизбежно бывающему
во всякой земле, следовательно, во всяком отечестве», а также утверждал, что
патриотизм «чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом». Говоря о
патриотизме «малой Родины», он писал: «Давайте детям больше и больше
созерцания общего, человеческого, мирового; но преимущественно старайтесь
знакомить их с этим через родные и национальные явления... общее проявляется
только в частном. Кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и
человечеству».32
29 См.: История Европы. С древнейших времён до наших дней: в 8 т. От французской
революции конца XVIII века до Первой мировой войны. М.: Наука, 2000. Т. 5. С. 49,
62.
30 Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.: Мысль, 1990. С. 292.
31 Гегель Г. В. Ф. Учение о праве, долге и религии // Гегель Г. В. Ф. Работы разных лет:
в 2-х т. М., 1971. Т. 2. С. 69.
32 Умом и сердцем. Мысли о воспитании. М.: Просвещение, 1989. С. 94.
16