Page 11 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 11
Выступая на III съезде РКСМ 2 октября 1920 г., председатель СНК, вождь
большевиков В.И. Ленин не употреблял понятий «патриотизм» и
«гражданственность», однако смысл его речи заключался в призыве строить
коммунистическое общество, и молодёжь, призванная его создавать, по мнению
выступающего, должна была «объединить все свои силы, чтобы поддержать
рабоче-крестьянскую власть», «взять то хорошее, что было в старой школе»,
обогатить свою память «знанием всех тех богатств, которые выработало
человечество», объединиться в борьбе со «старым обществом», бороться
«против эксплуататоров..., эгоистов и мелких собственников, участвовать в
хозяйственном возрождении страны, участвовать в ликвидации безграмотности,
«отдавать свою работу, свои силы на общее дело». 15 В резолюциях, принятых на
этом съезде, священным долгом комсомольцев провозглашались «активная,
духовная и материальная помощь молодёжи угнетённых капиталистических
стран», «активное участие во всей борьбе и работе Коммунистического
Интернационала Молодёжи».16 На этом же съезде была принята резолюция «О
работе РКСМ среди детей», согласно которой комсомольцы должны были
организовывать «политико-просветительскую работу во всех детских
учреждениях, организовывать массовые праздники, юношеские дни, годовщины
Октябрьской и Февральской революций, Парижской Коммуны и других
революционных праздников».17
19 мая 1922 г. на II Всероссийской конференции РКСМ было принято
постановление «О детском движении», на основании которого началась
разработка вопроса «о детском движении и применении в нём реорганизованной
системы скаутинг».18 Этот день считается днём рождения пионерской
организации. На V съезде РКСМ, состоявшемся в октябре 1922 г., в качестве
воспитательных задач в отношении детей были обозначены приучение их к: «а)
социальному сожительству (личность существует только в обществе); б)
общественному труду (ценность творческого труда для общества);
в) стремлению к классовому идеалу; г) активности в борьбе за этот идеал;
д) стремлению к знанию».19
Создание РКСМ ВЛКСМ (1918), а затем пионерской организации
(1922) дало в руки партии большевиков надёжный инструмент влияния на
подрастающее поколение. В последующие годы слова «комсомолец», «пионер»
a priori стали означать «патриот», а сам процесс воспитания детей и молодёжи
был направлен на то, чтобы человек как можно скорее стал социальным
деятелем. 23 января 1927 г. в СССР было создано Общество содействия обороне,
15 См.: В. И. Ленин. Задачи Союзов молодёжи // Полн. собр. соч. Т. 41. Май ноябрь 1920.
М.: Политиздат, 1981. С. 298318.
16 Товарищ Комсомол: документы съездов, конференций и ЦК ВЛКСМ (19181968). Т. 1.
19181941. М.: Молодая гвардия, 1969. С. 31.
17 О работе РКСМ среди детей. Из резолюции III Всероссийского съезда РКСМ, 10 октября
1920 г. // Народное образование в СССР. Общеобразовательная школа. Сборник
документов. 19171973 гг. / сост. А. А. Абакумов, Н. П. Кузин, Ф. И. Пузырёв, Л. Ф.
Литвинов. М.: Педагогика, 1974. С. 259.
18 О детском движении. Постановление II Всероссийской конференции РКСМ. 19 мая 1922
г. // Народное образование в СССР. 19171973 гг. – С. 260.
19 Детское движение. Из тезисов доклада на политпросветсекции V съезда РКСМ. 17
октября 1922 г. // Народное образование в СССР. 19171973 гг. – С. 260.
10