Page 13 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 13
сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание
общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов;
дружба и братство всех народов бывшего СССР, нетерпимость к национальной и
расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы
народов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами;
и др.21
В 1962 г. на XIV съезде ВЛКСМ был принят Устав организации,
согласно которому член ВЛКСМ обязан был активно бороться за претворение в
жизнь величественной программы коммунистического строительства,
показывать пример в труде и учёбе, постоянно повышать производительность
труда, участвовать в социалистическом соревновании, вести решительную
борьбу с проявлениями буржуазной идеологии, с тунеядством, религиозными
предрассудками, быть самоотверженным патриотом Советской Родины, готовым
отдать для неё все свои силы, а если понадобится жизнь, крепить мощь
Вооружённых сил СССР, изучать военное дело, содействовать укреплению
дружбы народов СССР, активно участвовать в политической жизни страны и
т.д.22 Вся воспитательная работа в стране в соответствии с этими документами
была поставлена на систематическую основу.
В целом можно сказать, что сложившаяся за многие десятилетия
советской власти система патриотического (она же: гражданского) воспитания
имела много составляющих: в основе её лежали принципы стабильности,
целостности, мощи советского государства и подчинения интересов, целей
отдельного человека целям этого государства («Раньше думай о Родине, а
потом о себе», «Мой адрес не дом и не улица, мой адрес Советский
Союз»). Она обеспечивалась организационно-идеологически через систему
образования, массовые формы воспитания от дошкольного до юношеского
комсомольского возраста, наконец, через централизованные и идеологически
унифицированные средства массовой информации. В центре такой модели
находился образ положительного героя-революционера, воина, честного
труженика, семьянина и т.п., отдающего себя другим, обществу. Её
поддерживали регулярные, санкционированные сверху, как правило, помпезные,
далёкие от внутреннего мира взрослеющего человека, мероприятия. Вместе с
тем при всей формальности этой системы и даже вопреки ей в учащихся
формировались коллективные социальные чувства: приобщенность к делам
страны и государства, гордость за её достижения, готовность её защищать.
Процессы, начавшиеся в стране в период перестройки и после,
окончательно разрушили образ идеального государства и само советское
государство, в котором нарушались права человека, подавлялись основы личной
и национальной жизни, создавались идеологические мифы. Разрушилась и
прежняя система воспитания советского патриотизма, как будто
обеспечивающая равновесие между интересами человека и общества.
На обломках бывшего СССР возникло новое государство Россия
(Российская Федерация), провозглашённое Конституцией 1993 г.
21 Моральный кодекс строителя коммунизма // Советский энциклопедический словарь / гл.
ред. А. М. Прохоров. М.: Советская энциклопедия, 1979. С. 828.
22 Устав Всесоюзного ленинского коммунистического союза молодёжи. М.: Молодая
гвардия, 1986. С. 79.
12