Page 8 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 8

Полтавской битвой, царь говорил: «Не должны вы помышлять, что сражаетесь
за Петра, но за государство, Петру вручённое, за род свой, за православную
нашу веру и церковь». Такой подход был закреплён в «Учреждении к бою»,
«Артикуле воинском», написанных лично царём, в Уставе Воинском 1716 г.,
российских законах того времени. Согласно Морскому уставу, все воинские
корабли России не должны были «ни перед кем спускать флаги, вымпелы и
марсели под страхом лишения живота».

           В результате петровских реформ были созданы новая система
государственного управления, регулярные армия и флот России, стала
формироваться единая система обучения и воспитания офицеров, солдат и
матросов. Фундаментом воспитания была идея патриотизма, возведённая
Петром I в ранг государственной идеологии. При императрице Анне Иоанновне
в России появились закрытые учебные заведения для дворянских детей 
кадетские корпуса. В Указе императрицы «О записи дворян в кадетский корпус»
и «Уставе кадетского корпуса» задачи овладения науками напрямую связывались
со служением верой и правдой Отечеству.4

           Петр III в Манифесте 1762 г. повелевал всем истинным сынам
Отечества презирать и не принимать ко двору и в публичных собраниях дворян,
нигде не служивших и не обучивших своих детей на пользу Отечеству.5
В «Наказе» Екатерины II гражданство понималось как преданность
самодержавию, законопослушание, готовность служить России в рамках своего
сословия. Задачей воспитания императрица считала привитие детям любви к
Отечеству, почтения к установленным гражданским законам, почитания
правительства.6

           После восстания Пугачёва, пробудившего в общественном сознании
мысль о воле и законном обеспечении прав податного народа, императрица
взяла вопросы воспитания под свой пристальный контроль, культивируя идею
воспитания «новой породы людей» в условиях их изоляции от семейного и
общественного влияния. Она писала о том, что каждый гражданин «должен
быть воспитан в сознании долга перед Высшим Существом, перед собой, перед
обществом», а «любовь к отечеству» рассматривала как одно из средств
воздержания от множества преступлений.7 Современник Екатерины II
просветитель Н.И. Новиков в трактате «О воспитании и наставлении детей»
отмечал, что главным предметом воспитания должно стать «образование детей
благополучными людьми и полезными гражданами». По его мнению,
формированию гражданственности должны способствовать воспитание души и
сердца и воспитание ума: «Худой человек всегда бывает и худой гражданин...
Никакой человек не может быть ни довольным, ни счастливым, ни добрым
гражданином, если сердце его волнуется беспорядочными пожеланиями,
доводящими его либо до пороков, либо до дурачеств... Показывайте им, коль
тесно связаны между собой все человеки, сколь одному нужен другой и сколь
выгодно для каждого особенно и для всех бывает, когда они с общей ревностью
стараются споспешествовать взаимному благосостоянию... все сие зависит от

4 См.: Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней. С. 189.
5 Там же. С. 190.
6 Екатерина II. О величии России.  М.: Эксмо, 2006.  С. 123.
7 Там же. С. 68, 81.

                                              7
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13