Page 9 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 9

образования сердца в юношестве».8 «Бунтовщик хуже Пугачёва» А.Н. Радищев
писал в это же время, что «подлинный патриот не страшится пожертвовать
жизнью... ежели уверен, что смерть его принесёт крепость и славу отечеству»,
что «патриотическое сердце не может не трепетать от нежной радости при
едином имени отечества».9

           В начале XIX в. на смену патриотизму государственно-державному
пришёл патриотизм иного рода  православно-самодержавный. В 1815 г. в
журнале сын Отечества был опубликован первый официальный гимн
Российской империи на стихи В.А. Жуковского «Молитва русских» со строками
«Боже, Царя храни! /Славному долги дни/ Дай на земли!/ Гордых смирителю,/
Слабых хранителю,/ Всех утешителю –/ Все низпошли!» на мелодию
английского государственного гимна «Боже, храни короля». 19 ноября 1833 г.
при вступлении в должность министра народного просвещения С.С. Уваров
представил императору Николаю I доклад «О некоторых общих началах,
могущих служить руководством при управлении Министерством Народного
Просвещения», в котором отметил: «...начал, без коих Россия не может
благоденствовать, усиливаться, жить  имеем мы три главных: 1) Православная
Вера. 2) Самодержавие. 3) Народность». Позднее эти начала получили название
«теории официальной народности», суть которой заключалась в том, что
русский народ глубоко религиозен и предан престолу, а православная вера и
самодержавие составляют непременные условия существования России.
5 декабря 1833 г., в день, когда праздновали изгнание французов из России, во
всех залах Зимнего дворца прозвучал второй гимн России, остававшийся
официальным вплоть до 2 марта 1917 г. Он был написан А.Ф. Львовым на слова
В.А. Жуковского и назывался «Боже, царя храни». С этого времени вплоть до
1917 г. преданность престолу была на «первом месте» перед верностью
Отечеству. Император Николай II требовал, чтобы «в школе образованием
юношества соединялись воспитание его в духе веры, преданности Престолу и
Отечеству и уважение к семье...».10

           В русском искусстве XIX в. патриотическая идея «За царя, Отечество и
веру» нашла широкое отражение. Достаточно вспомнить поэму К.Ф. Рылеева
«Иван Сусанин», главный герой которой перед смертью произносит слова: «Кто
русский по сердцу, тот бодро и смело / И радостно гибнет за правое дело! / Ни
казни, ни смерти и я не боюсь: / Не дрогнув, умру за царя и за Русь!».11 Название
оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» говорит само за себя.

           Нельзя не отметить, что в XIX в. в России начинает широко звучать
идея гражданственности. Её носителями стали декабристы, революционеры-
демократы, подчёркивавшие важность служения человечеству и Отечеству не
только на военном поприще, но и гражданском. В.Г. Белинский считал, что
«любить свою родину  значит пламенно желать видеть в ней осуществление

8 Умом и сердцем. Мысли о воспитании.  М.: Политиздат, 1989.  С. 78, 81.
9 Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты: энциклопедический
словарь.  М.: Республика, 2001.  С. 289.
10 Шапарина О. Н. Государственная политика в области исторического образования в
России в 19011917 годах // Преподавание истории в школе. 2009. № 9.  С. 44.
11 Рылеев К. Ф. Иван Сусанин // Рылеев К. Ф. Сочинения: Стихотворения и поэмы: Проза;
Письма / сост., вступ. ст., коммент. С. А. Фомичёва.  Л.: Худож. лит., 1987.  С. 129.

                                              8
   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14