Page 10 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 10

идеала человечества и по мере сил своих споспешествовать этому».
Н.А. Добролюбов писал: «Патриотизм живой, деятельный именно и отличается
тем, что он исключает всякую международную вражду, и человек,
одушевлённый таким патриотизмом, готов трудиться для всего человечества,
если только может быть ему полезен. Ограничение своей деятельности в
пределах своей страны является у него следствием сознания, что именно здесь
настоящее место, на котором он может быть наиболее полезен».12

           Большую роль в воспитании патриотизма играло историческое
образование, призванное «...исполнять обязанности перед семьёй и
государством».13 Так историк, директор Коммерческого училища в
г. Звенигородке Киевской губернии Я.С. Кулжинский писал, что целью
исторического образования является воспитание гуманизма, альтруизма и
патриотизма, а также подготовка учащихся к «исполнению ими гражданских
обязанностей».14

           В начале XX в. в России вслед за Великобританией появились
скаутские организации, в которых детей и подростков учили исполнять
заповеди, служить Родине и работать над собой. Это были первые детские
объединения патриотической направленности. В 1915 г. состоялся первый
скаутский съезд, утвердивший устав, организационную структуру, символику
русского скаутизма. Основными элементами целостной системы скаутского
воспитания стали: верность Скаутскому Закону и Обещанию; обучение через
дело; членство в малых группах (патрульная система); символьная основа
(система скаутских символов); личностный прогресс в соответствии с
программой прогрессивного развития личности; жизнь в гармонии с природой;
поддержка взрослых. К осени 1917 г. в России насчитывалось 50 тысяч скаутов в
143 городах. В начале 1920-х гг. скаутское движение как реакционное,
буржуазное и монархическое было разогнано.

           Падение российской монархии в феврале 1917 г. было связано в том
числе и с тем, что разорвалась связь царя и народа, уваровская триада перестала
цементировать Россию. В октябре 1917 г. к власти пришли большевики, и
прошлое России, деятельность российских монархов, даже самые крупные
победы над внешними врагами, имена полководцев были преданы забвению.

           Вся история государства российского стала рассматриваться через
призму классовой борьбы угнетённых против угнетателей. Доминирующей в
первые годы советской власти стала идея мировой революции и
интернациональной миссии Советской республики. Призывы к патриотизму и
гражданственности отошли на второй план, и даже предмет «история»,
призванный воспитывать патриотов и граждан, был исключён из школьных
программ. Вместе с тем уже в 1920-е гг. понятия «патриотизм» и
«гражданственность», идеологизированные до крайности, стали означать
прежде всего любовь и готовность служить социалистическому Отечеству.

12 Российская цивилизация: Этнокультурные и духовные аспекты. – С. 289, 290.
13 История педагогики. С XVII в. до середины XX в.: учеб. пособие для педагогических
университетов / под ред. академика РАО А. И. Пискунова.  М.: ТЦ «Сфера», 1997. Ч. 2 
С. 160.

14 См.: Кулжинский Я. С. Опыт методики систематического курса истории.  Киев, 1913;
Он же. Программы по русской и всеобщей истории в мужских гимназиях, утверждённые

13 июля 1913 г. // Русская школа. 1913. № 56.  С. 120.

                                              9
   5   6   7   8   9   10   11   12   13   14   15