Page 14 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 14

демократическим, федеративным, правовым, социальным и светским. Впервые
в истории российской государственности в Основном законе страны появилась
глава «Права и свободы человека и гражданина».23 Вполне закономерно встал
вопрос о политико-правовой культуре будущих участников общественно-
политических процессов в стране и прежде всего  школьников.

           29 ноября 1994 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин подписал Указ
«Об изучении в общеобразовательных учреждениях Конституции Российской
Федерации». Вслед за этим документом появился приказ МО РФ «Об изучении
Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях»
(№ 470 от 9 декабря 1994 г.), а затем письмо этого же министерства
«О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»
(№ 151/11 от 6 февраля 1995 г.).24 Целью гражданского образования в этих
документах провозглашалась подготовка учащихся к ответственной и
осмысленной жизни и деятельности в демократическом правовом государстве,
гражданском обществе. 28 декабря 1994 г. на заседании коллегии МО РФ было
принято решение «О стратегии развития исторического и обществоведческого
образования в общеобразовательных учреждениях». Целевыми ориентирами
историко-обществоведческого образования были провозглашены не только
«воспитание чувства патриотизма, гражданственности», но и формирование
«национального самосознания, уважения к историческому и культурному
наследию народов России и всего мира, к человеческой личности, правам
человека».25

           Доминирующее внимание к правам человека в 1990-е гг. привело к
определённому перекосу, когда личное стал преобладать над общественным, и в
2000-е гг. вновь на первый план вышла задача патриотического воспитания
граждан. В современных документах патриотизм рассматривается как один из
факторов единения нации, как нравственная основа формирования активной
жизненной позиции граждан, которые должны способствовать возрастанию
социальной и трудовой активности граждан, их вклада в развитие основных
сфер жизни и деятельности общества и государства, преодолению
экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных
явлений, возрождению духовности, социально-экономической и политической
стабильности и укреплению национальной безопасности.

23 Конституция РФ // Сборник законов РФ. С изменениями и дополнениями на 1 сентября
2008 года.  М.: Эксмо, 2008.  С. 46.
24 Справочник преподавателя общественных дисциплин /авт.-сост. Е. Е. Вяземский,
Т. И. Тюляева.  М.: ЦГО, 1998.  С. 63.
25 Стратегия развития исторического и обществоведческого образования в
общеобразовательных учреждениях. Утверждена решением коллегии МО РФ от 28
декабря 1994 г. № 24/1 // Справочник преподавателя обществоведческих дисциплин / авт.-
сост. Е. Е. Вяземский, Т. И. Тюляева. – М.: ЦГО, 1998.  С. 2132.

                                             13
   9   10   11   12   13   14   15   16   17   18   19