Page 16 - Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы
P. 16
2. Патриотизм и гражданственность: сущность понятий
2.1. Сущность понятия «патриотизм»
и трудности в его определении
Патриотизм понятие многогранное, многоаспектное, структурно-
неординарное, многовариантное. Всё это объясняется сложностью и самого
понятия, и патриотизма как явления. Важно и то, что разные авторы в
зависимости от личной гражданской позиции рассматривали(ют) проблемы
патриотизма в различных исторических, социально-экономических,
политических условиях.
Патриот (гр. patriotes – земляк, соотечественник) человек, любящий
своё отечество, преданный своему народу. 27 Это слово пришло к нам из
Древней Греции, где патриотом называли не только человека, защищавшего свой
дом, полис, государство, но и человека, принимавшего активное участие в
государственном управлении.
Развитие идеологии патриотизма связано прежде всего с воззрениями
таких философов, как Платон, Аристотель, Цицерон, Гегель, французских
материалистов XVIII в., русских революционеров-демократов. Античные
философы отводили патриотизму главную роль в системе нравственных
обязанностей членов общества. Платон считал, что человек должен жить ради
«справедливого государства» и «каждый гражданин должен играть свою роль в
обществе согласно своим личным способностям». Он же видел предназначение
человека и в обеспечении счастья других людей («стараясь о счастье других, мы
находим своё собственное»). Цицерон в «Диалогах о государстве» говорил, что
«самые благородные помышления» это помышления «о благе Отечества», он
же писал, что «на первом месте должны быть родина и родители, потом дети,
вся семья, а затем остальные родственники». 28
Представители эпохи Просвещения рассматривали патриотизм исходя
из принципа «общего блага» как цели, условия соединения людей в общество.
В соответствии с этим идеалом патриотический призыв звучал прежде всего в
адрес правителей и их подданных, которые должны были заботиться об общем
благе Отечества. Вместе с тем принцип «общего блага» требовал и от всякого
члена общества согласования блага личного с благом общественным. Монтескьё
подчёркивал значение преемственности между поколениями и писал, что
«лучшим средством привития любви к отечеству состоит в том, чтобы эта
любовь была у отцов». Вольтер в одном из писем Ж.-Ж.Руссо делал акцент и на
том, что «нужно любить свою родину, какие бы несправедливости ни причиняла
она тебе».
Слово «патриот» стало широко употребляться в период Великой
французской революции (17891794) и Батавской революции в Нидерландах
(17951806). Во Франции «патриотами» называли себя депутаты
Учредительного собрания сторонники республики и перемен в противовес
«аристократам» монархистам, защитникам старого порядка. В Республике
Соединенных провинций Нидерландов патриотами называли себя члены
27 Современный словарь иностранных слов. – С. 450.
28 Цицерон. Диалоги: «О государстве»; «О законах». – М., 1994. – С. 188.
15