Page 45 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 45
ного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совме-
стный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоя-
тельно, но чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою
инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит
одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить
все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает
ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному,
для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоот-
ношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность,
завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями,
сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитатель-
ные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем
несколько проведенных коллективных дел.
К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие груп-
пы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя
как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм
влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено
внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждо-
му проявить себя, а с другой – создать условия для получения в группе ощутимо-
го положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние
педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимо-
отношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой
связи важным средством является пример демократичного, уважительного, так-
тичного отношения к детям самого педагога.
К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся
прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, по-
ходы, турслёты, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста уча-
щихся и ряда других условий педагоги могут выполнять различную роль при ис-
пользовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника
деятельности, воздействующего на детей личным примером; участника-новичка,
воздействующего на школьников личным примером овладения опытом более
знающих людей; советчика, помощника детей в организации деятельности.
Для того чтобы та или иная форма воспитательной работы была эффектив-
ной, необходимо ответить на вопросы:
кому она адресована (возраст детей или определенная группа детей, к
примеру, дети «группы риска»)?
чьи отношения она регулирует (дети – сверстники, разновозрастные де-
ти, дети – родители, дети – социум и др.)?
как она будет организована (алгоритм деятельности участников – по-
следовательное прохождение ряда стадий, этапов)?
что узнают дети, какой опыт приобретут?
кто и как о ней узнает?
44