Page 219 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 219
технологического развития. Вполне понятно, что для решения этих задач необхо-
димы кадры, кузницей которых могут быть не только вузы, но общеобразователь-
ные учреждения, так как именно в них дети знакомятся с основами наук, выбира-
ют профессию, определяют свое место в обществе. Преобразования 1990-х гг.
резко снизили интерес молодежи к научной сфере, малоперспективной и малооп-
лачиваемой, поэтому были утеряны многие научные школы, закрыты научно-
исследовательские учреждения, профессии инженеров стали нестатусными и не-
перспективными. Перекос образования в сторону социально-гуманитарных наук
(экономика, юриспруденция) привел к серьезным проблемам в сфере производст-
ва: нехватке кадров, отставании в технологиях, невозможности открыть новые
предприятия и т.д. Президент и правительство страны в своих выступлениях не-
однократно поднимали эту проблему, считая важной задачей развитие интереса
детей и молодежи к занятиям наукой.
Интеллектуальное развитие обучающихся определено законом РФ «Об об-
разовании в Российской Федерации» в качестве одной из важных задач образова-
ния, и связано оно не только с изучением отдельных учебных предметов, но и
активным участием детей в самостоятельной познавательной деятельности, вклю-
чающей элементы логической, методологической, общенаучной деятельности,
соотнесенной с реальными познавательными объектами. По мнению доктора пе-
дагогических наук, физика по образованию, А. В. Хуторского, учебно-
познавательная компетенция включает: знания и умения организации целеполага-
ния, планирования, анализа, рефлексии, самооценки; креативные навыки продук-
тивной деятельности, владение приемами действий в нестандартных ситуациях,
эвристические методы решения проблем.175 Это все то, что необходимо не только
будущему ученому, инженеру, конструктору, но и любому человеку, сталкиваю-
щемуся с проблемами в жизни.
Важно и то, что состояние отечественной науки самым тесным образом
связано с гражданской идентичностью молодого россиянина, его патриотизмом,
так как гордость за достижения науки своей страны является мощным фактором
гражданственности. Именно поэтому в Стратегии развития воспитания в Россий-
ской Федерации до 2025 года ставится задача широкого распространения научных
знаний, публичного предъявления достижений отечественной науки, о которых
зачастую никто не знает, хотя они есть и очень значимы.176 Представляется акту-
альным и вовлечение обучающихся в активную научно-исследовательскую дея-
тельность, благодаря которой они могут приобрести функциональные навыки
освоения действительности, найти сферу приложения своих интеллектуальных и
творческих способностей (см. Таблица 22).
175 См. подробнее: Хуторской А. В. Ключевые компетенции. Технологии конструирования
// Народное образование. – 2003. – С. 55–61.
176 См.: сайт Российской академии наук.
218