Page 212 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 212

Ценностные ориентиры: культура, преемственность, творчество, искусст-
во, литература, живопись, архитектура, скульптура, народные традиции, обычаи,
народное творчество, чтение, кино, театр, музей.

        Культурное наследие мира и любой страны – это достояние человечества,
созданные многими поколениями материальные и духовные ценности, выдер-
жавшие испытание временем и передающиеся поколениям как нечто нетленное и
почитаемое. Рассматривая проблему приобщения детей к культурному наследию,
мы обратимся прежде всего к трудам выдающегося российского ученого-
филолога Д.С. Лихачева, так как, по нашему глубокому убеждению, никто лучше
этого человека не говорил с детьми о культуре, человеческих ценностях, русской
литературе, Пушкине, садах и парках и т.д.172 Суммируя то, что сказал этот уче-
ный, можно сделать выводы о том, что задача школы и педагогов воспитать лю-
дей, которые:

         обладают исторической памятью, которая противостоит уничтожающей
силе времени и соединяет прошлое, настоящее и будущее;

         понимают, что Россия должна продолжать оставаться великой державой
не только в силу своей обширности и многолюдности, но и в силу той великой
культуры, которую, когда хотят унизить, противопоставляют культуре всей Евро-
пы, всех западных стран;

         любят и понимают русскую литературу, подарившую миру бессмертные
имена великих русских писателей и поэтов;

         гордятся великими учеными России – Ломоносовым, Лобачевским, Мен-
делеевым, Павловым, Мечниковым, В. Вернадским и др.;

         уважают творцов и их творения, стремятся к сохранению последних
         знают и понимают культуру других стран и народов, развивают свои по-
знавательные способности, увеличивают диапазон возможностей и творческого
выбора;
         уважают и преумножают традиции своей семьи, своего народа, своей
страны;
         понимают искусство, имеют развитый эстетический вкус, неразрывно
связанный с нравственными качествами;
         знают условия творчества, цели творчества, личность художника и эпоху;
         посещают музеи, художественные галереи, мемориальные квартиры и
дома, лектории, театры;
         не распоряжаются по своему усмотрению, став архитекторами и градо-
строителями, историческими зданиями и историческими городами, которые при-
надлежат всему народу;

172 См.: Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. – М.: Дет. лит., 1989. – 238 с.; Он же.
Раздумья. – М.: Дет. лит., 1991; Он же. Раздумья о России. – СПб.: изд-во «LOGOS»,
2001. – 672 с.; Он же. Заветное. – М.: Издательский, образовательный и культурный центр
«Детство. Отрочество. Юность», 2006. – 271 с.; и др.

                                              211
   207   208   209   210   211   212   213   214   215   216   217