Page 209 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 209

 тест «Социальная установка» (О.Ф. Потемкина);
         методика определения индивидуальных копинг-стратегий (Э. Хайм);
         методика «Ценностные ориентации» (М. Рокич);
         методика «Ценностные ориентации» (Д.А. Лентьев, О. Э. Калашникова,
М.О. Калашников);
         методика «Пословицы» (С.М. Петрова).

                                        Понятийное поле169

Благородство – моральное качество, характеризующее поступки людей, с точки
зрения возвышенных мотивов, которыми они продиктованы.
Вера – состояние человека, характеризуемое духовным миром личности, возни-
кающее на основе полученной и переработанной информации, сопровождающее-
ся эмоцией уверенности и служащее мотивом и ориентиром деятельности.
Гармония (греч. harmonia – связь, стройность) – представление о целостности о
совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе каче-
ственного и количественного различия и даже борьбы составляющих его эелемен-
тов.
Добро – этическая категория, обозначающая направленность человека на сохра-
нение и развитие жизни, альтернатива злу; сознательные бескорыстные, продик-
тованные внутренним побуждением действия и поступки, направленные на благо
людям.
Добродетель (букв. – делание добра) – фундаментальное моральное понятие, ха-
рактеризующее готовность и способность личности сознательно и твердо следо-
вать добру; цельная совокупность внутренних, душевных и интеллектуальных
качеств, воплощающих человеческий идеал в его моральном совершенстве.
Долг – этическое понятие, обозначающее нравственно аргументированное при-
нуждение к поступкам; нравственную необходимость, фиксированную в качестве
субъективного принципа поведения.
Достоинство – понятие морального сознания, выражающее представление о
ценности всякого человека как нравственной личности, а также категория этики,
которая означает особое моральное отношение человека к самому себе и отноше-
ние к нему со стороны общества, в котором признается ценность личности.
Дружба – форма межличностных отношений, основанная на общности интересов
и взаимной привязанности.
Дружелюбие – доброжелательное расположение к кому-либо.

169 См.: Дудина М. Н. Педагогика: Долгий путь к гуманистической этике. – С. 306, 307;
Краткий словарь по эстетике / под ред. М.Ф. Овсянникова. – М.: Просвещение, 1983. –
С. 29, 79; Педагогический энциклопедический словарь. – С. 74, 96, 135, 171; Современный
словарь иностранных слов. – С. 395, 321; Словарь по этике. – М.: Политиздат, 1981. – С. 28,
81–82, 83, 262, 321, 381, 384.

                                              208
   204   205   206   207   208   209   210   211   212   213   214