Page 172 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 172

идентичности и толерантности в общении, так нередко и детской враждебности к
«чужим» и непохожим на себя.137 В этих условиях целенаправленная деятельность
педагогического сообщества по включению обучающихся в работу органов уче-
нического самоуправления, детских общественных организаций может стать эф-
фективным средством преодоления указанных проблем.

        Исследователь детского движения в нашей стране Т.В. Трухачёва выделяет
следующие явные функции детских общественных объединений:

         осуществление норм, связанных с реализацией гражданских прав и сво-
бод, зафиксированных в Конвенции о правах ребёнка и включающих право на имя
и гражданство (ст. 7), право на сохранение индивидуальности (ст. 8), свободу вы-
ражения своего мнения (ст. 13), доступ к соответствующей информации (ст. 17),
свободу мысли, совести и религии (ст. 14), свободу ассоциаций и мирных собра-
ний (ст. 15), защиту личной жизни (с. 16), право не подвергаться пыткам или дру-
гим жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство видам обращения
или наказания (ст. 37а);138

         действия, направленные на достижение цели, зафиксированной в Уставе
(или ином документе) или достигнутой в процессе устной договоренности, и спо-
собствующие социализации личности ребёнка, обретению им жизненного опыта в
условиях добровольного соблюдения установленных демократическим путём
норм, правил и процедур;

         формирование у ребёнка новых (либо закрепления или корректировки
уже существующих) представлений о жизни в условиях добровольно принятых на
себя (самообязывающих) норм и правил.139

        Одновременно с этим детские общественные объединения выполняют
скрытые функции, способствующие:

         закреплению в поведении подростков демократических ценностей и
норм, провозглашённых в объединении, и превращению их в привычку;

         формированию в детской среде лидеров, которые впоследствии могут
войти в общественную элиту;

         привлечению внимания детей и взрослых (государственных служащих,
общественных деятелей, представителей СМИ), не участвующих в деятельности
объединения, к его деятельности (программе, проекту) и участию (членству) в
нём.

        Работа детского общественного объединения строится на основании само-
деятельности подрастающего поколения, направленности процесса воспитания на
развитие творческого потенциала и активности личности, программ деятельности,
разработанных с учётом интересов и потребностей каждой личности. Будучи чле-

137 См.: Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа: в 2 ч.  3-е изд. 
М.: Просвещение, 2010.  Ч. 1.  С. 5
138 Конвенция о правах ребёнка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.
139 Степанов П. В., Григорьев Д. В., Кулешова И. В. Диагностика и мониторинг процесса
воспитания в школе. – М.: АПК и ПРО, 2003.  С. 71.

                                              171
   167   168   169   170   171   172   173   174   175   176   177