Page 167 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 167

 превращение внутришкольных отношений, форм организации и управле-
ния в средства решения образовательных задач;

         участие образовательного учреждения в решении местных и обществен-
ных проблем;

         развитие не только предметной, но и методологической, а также социаль-
но-психологической, гражданско-правовой компетентности работников образова-
ния;

         приобретение учащимися опыта защиты своих, личных интересов, инте-
ресов своей группы, своего коллектива;

         опыт активного социального действия (огромную роль здесь играют со-
циальные проекты, разработанные и реализованные учащимися);

         опыт участия школьников в организации коллективной жизнедеятельно-
сти (ученического самоуправления и школьного соуправления);

         участие учащихся в нормотворчестве: выработке школьниками и педаго-
гами общих, групповых, коллективных правил, норм, законов;

         открытость принимаемых решений, возможность каждого члена коллек-
тива влиять на характер решений, касающихся всей школьной общины при самых
разнообразных структурах самого коллектива и органов его управления, само-
управления, соуправления.

        Создание органов самоуправления в школе позволяет спроектировать в
учебном заведении своего рода модель гражданского общества. В рамках этой
модели учащиеся могут получать практические навыки правового поведения, не
дожидаясь, пока реалии действительности поставят их перед необходимостью
применить правовые знания в той или иной драматической ситуации. В практике
образовательного процесса таких действующих моделей пока не так много.

        Наиболее распространённой формой организационного оформления
«школьного правового пространства» является создание органов ученического
самоуправления или детской организации. В последнем случае управляющие
структуры этой организации автоматически становятся и органами ученического
самоуправления.

        Создание указанных структур чаще всего связано с инициативой админист-
рации школы, поэтому содержание их деятельности и организационная структура
отражают более всего взгляд взрослых. Эффективность ученического самоуправ-
ления определяется тем содержанием полномочий, которое определяется ему ад-
министрацией ОУ. Иногда самоуправление превращается просто в «игру» (прак-
тическая деятельность органов самоуправления оказывается оторванной от реаль-
ной жизни, отсутствует чёткость в определении места самоуправления в про-
странстве школы и др.), но иногда школьники действительно становятся партнё-
рами учителей и администрации.

        В качестве направлений деятельности органов ученического самоуправле-
ния можно выделить такие как:

        представительское (участие учащихся в решении школьных проблем и
принятии решений);

                                              166
   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171   172