Page 169 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 169
Результативность деятельности органа самоуправления в школе (лицее,
гимназии, колледже и др.) зависит от многих факторов, в том числе:
степени контроля и вмешательства школьной администрации;
системности в деятельности данного органа;
самостоятельности в решении серьезных вопросов (организация обра-
зовательного процесса, соблюдение прав обучающихся, конфликты детей и педа-
гогов, детей и администрации и др.);
степени ответственности обучающихся за принятые решения;
серьезности решаемых проблем (не только вопросов организации досу-
га: вечеров, дискотек и т.п.).
В целом же правильно организованное ученическое самоуправление «вы-
годно» всем субъектам образовательного процесса:
обучающиеся приобретают навыки работы в группе, в команде; становятся
более ответственными и более серьезно относятся к учебе (не нарушают дисцип-
лину, не пропускают занятия и т.д.); реализуют свои способности и интересы,
ощущают собственную значимость, имеют инструмент защиты собственных прав;
получают навык выхода из конфликтных ситуаций, обучаются определенным
социальным ролям; и т.д.;
родители удовлетворены занятостью детей, повышением результативности
их деятельности, их активным участием в решении личных проблем, возрастаю-
щей ответственности за свои поступки и дела, меньшей склонностью к конфлик-
там в семье и др.;
педагоги получают поддержку во всех начинаниях, могут опереться на оп-
ределенную группу детей в решении сложных вопросов взаимоотношений в уче-
ническом коллективе, в организации мероприятий различной направленности и
т.д.
Варианты самоуправления могут быть различны и иметь отличные друг от
друга результаты:
1) ученическое самоуправление в основном на бумаге, реальная практика –
не более чем исполнение поручений педагогов, органы самоуправления – посто-
янные (в этом случае могут быть несколько результатов: негативное отношение к
самоуправленческой деятельности; нейтральное, безразличное отношение; слу-
чайный, стихийный опыт исполнительской и организационной деятельности;
опыт формального отношения к ответственным поручениям);
2) ученическое самоуправление как массовая реальная исполнительская
практика (множество постоянных органов управления), в результате которой
можно прийти к двум результатам: опыт реальной ответственности или опыт ими-
тации деятельности и ответственности (классическое бюрократическое поведе-
ние);
3) Ученическое самоуправление как эпизодические вспышки реальной, не-
формальной активности учащихся, выбранных в постоянные органы самоуправ-
ления;
168