Page 168 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 168
медиационное (посредничество в разрешении конфликтов внутри школы на
принципах добровольности);
информационное (информирование обучающихся о школьных проблемах и
путях их решения, о деятельности органа самоуправления);
шефское (организация шефства старших над младшими);
внешних связей (организация взаимодействия с внешкольными структура-
ми, органами самоуправления соседних школ, привлечение внешних ресурсов к
решению проблем обучающихся и образовательного учреждения в целом);
организаторское (поддержка досуговых, социально-значимых и иных ини-
циатив детей);
правозащитное (защита прав обучающихся) и др.134
Если участникам органов ученического самоуправления удается решать
серьезные вопросы, то чувство удовлетворенности от своей деятельности станет
хорошим стимулом для дальнейшей жизни, понимания того, что сам человек –
«кузнец своего счастья».
Школьное самоуправление – серьезный инструмент социализации, благо-
даря которому ребенок обучается определенным социальным ролям: лидер, руко-
водитель, подчиненный, творец, исполнитель и т.д. Существуют различные моде-
ли самоуправления (иерархическая и модульно-динамическая), каждая из которых
имеет свои особенности.
Особенность иерархической (бюрократической) модели заключается в том,
что она предполагает устойчивые отношения власти и подчинения с фиксирован-
ными не менее чем на год позициями – должностями (по аналогии с комитетами
комсомола, советами дружины – в прошлом; со школьными правительствами,
парламентами, ученическими комитетами, советами и т.п. – в настоящем).
Особенности модульно-динамической модели, идущей от А.С. Макаренко,
И.П. Иванова, практики коллективного творческого воспитания) в следующем:
выдвижение на первый план системы временных организационных
групп и поручений для решения конкретной задачи в относительно ограниченные
промежутки времени;
интенсивное чередование позиций (организация, властвование – подчи-
нение, исполнение) для каждого школьника, что создает другой тип отношений,
более разнообразный опыт социального поведения, в частности, принятия той
позиции, функции, которую школьник уже «прожил».
Практика организации системы самоуправления в образовательных учреж-
дениях позволяет сделать вывод о доминировании в ней иерархической модели, в
то время как модульно-динамичная модель обладает значительно более высоким,
в сравнении с «бюрократическим» вариантом, потенциалом развития учащегося
как индивидуальности.
134 См. более конкретно: Дик Н. Ф. Ученическое самоуправление в общеобразовательном
учреждении. Книга современного руководителя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. – 288 с.
167