Page 173 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 173
ном объединения, ребёнок, подросток, молодой человек получает широкие воз-
можности для осуществления добровольческой (волонтёрской) деятельности, вы-
текающей из осознания гражданского и этического долга, для делового и друже-
ского общения, для выстраивания системы отношений с людьми старшего возрас-
та, что немаловажно в условиях разобщённости российского общества по различ-
ным основаниям.
В подтверждение этих слов приведем результаты диагностики уровня по-
нимания субъектом ценности разновозрастного общественного объединения, про-
веденной в РВО «Каравелла».140 Наиболее значимыми факторами, влияющими на
развитие социального навыка межвозрастного взаимодействия, участники объе-
динения выделили:
независимость от взрослых, возможность научиться самостоятельному
планированию, организации и реализации своих планов (1-е место);
выровненные и коллективно заданные нормами и правилами отношения
между мальчиками и девочками, взрослыми и детьми (2-е место);
возможность карьерного роста, дружеская помощь и поддержка в труд-
ных ситуациях (3-е место).141
В настоящее время в России существуют неформальные детские организа-
ции самой различной ориентации (политической, экономической, идеологической,
культурологической); среди них немало структур (даже нелегальных) с ярко вы-
раженной антисоциальной направленностью. Наиболее крупными общественны-
ми организациями современной России являются «Союз пионерских организа-
ций Федерация детских организаций» (СПО ФДО), ДИМСИ (детские и моло-
дёжные социальные инициативы), Малая академия наук «Интеллект будущего»,
«Юнармия».
Основными центрами, в которых возникают детские организации, являются
общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, а
также общественные структуры неполитического характера (клубы по месту жи-
тельства, летние оздоровительные лагеря, редакции газет и журналов, студии те-
левидения), легально существующие, имеющие юридический статус. Причины их
возникновения инициатива детей, их интерес к определённой сфере деятельно-
сти, желание участвовать в преобразовании окружающего мира. Наиболее распро-
странёнными формами организации детских объединений стали движения, объе-
динения, ассоциации, клубы, отряды, пресс-центры, кружки и т.д., а основными
функциями реализация индивидуальных потребностей ребёнка и его социализа-
ция.
140 Отряд «Каравелла» – детско-молодежное разновозрастное объединение (пресс-центр и
парусная флотилия), созданное в г. Екатеринбурге 2 июля 1961 г. писателем В. П. Крапи-
виным и группой детей.
141 Детско-молодежные разновозрастные общественные объединения: идеология, этапы
развития, управление / Ред.-сост. Л. А. Крапивина. – Екатеринбург: Дизайн-принт, 2014. –
С. 45.
172