Page 177 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 177
На четвертом этапе необходимо провести анализ и оценку итогов работы
общественного объединения, которые выражаются в уровне развития каждого
участника.
Показателями эффективности объединений могут служить социальная (со-
ответствие результатов деятельности основным социальным потребностям и це-
лям общества, интересам каждой личности), организационная (степень реализа-
ции целей), личностная (степень развития личных способностей, реализации по-
требностей, раскрытия личностного потенциала участника) эффективность.
Детские общественные объединения, равно как и органы ученического са-
моуправления, имеют огромный воспитательный потенциал в случае правильной
организации их деятельности. Преподаватели Академии повышения квалифика-
ции и переподготовки работников образования (АПК и ПРО, г. Москва) отмечают
следующее:
смысл детского самоуправления состоит не в том, чтобы дети включа-
лись в существующие «пирамиды» руководства-исполнения, а в том, чтобы они
приобретали личный опыт демократических отношений и формы его осознания;
детское самоуправление возможный режим протекания любой совме-
стной и самостоятельной деятельности школьников, обеспечивающий необходи-
мую динамику событийных, сотруднических отношений в детской среде (участ-
ники деятельности в режиме самоуправления совместно определяют цель, объект,
предмет своей деятельности, договариваются о средствах и способах её реализа-
ции, управляют процессом её осуществления, анализируют результат);
самоуправление детей и взрослых и собственно детское самоуправле-
ние близкие по духу, но всё-таки разные вещи: если в первом случае дети и
взрослые являются равноправными партнёрами в общей деятельности, то во вто-
ром случае у взрослых есть только право помочь детям (причём помощь должна
быть запрошена школьниками), у детей же есть право, как запросить помощь
взрослых, так и обойтись без неё (вмешательство взрослых в самоуправляемую
деятельность детей возможно только в том случае, если эта деятельность начинает
угрожать безопасности детей – их жизни, психофизическому и духовному здоро-
вью);
в ситуациях самоуправления детей педагог не может регламентировать
межличностные, межвозрастные, внутри- и межгрупповые отношения, однако его
профессиональная обязанность – диагностировать их состояние, проблематизиро-
вать деятельность, в которой складываются эти отношения, оказывать поддержку
и помощь тем детям, кто нуждается в укреплении собственной субъектной пози-
ции;
если взрослые недовольны деятельностью детей в режиме самоуправле-
ния, они могут высказать критические замечания в открытом честном диалоге, но
дети вправе учесть замечания взрослых или не согласиться с ними (любые формы
давления на детей недопустимы);
создание органов детского самоуправления не является самоцелью, это
лишь форма стабилизации и оптимизации самоуправленческих процессов в дет-
176