Page 171 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 171
школьный орган самоуправления как парламент (то есть орган, принимающий
решения), а в его состав включают министров (представителей исполнительной
власти) и т.д., употребляют понятие «ученическое самоуправление», а говорят о
школьном соуправлении;
Большинство представленных на конкурсах моделей ученического са-
моуправления можно отнести к иерархическим (бюрократическим), так как они
предполагают устойчивые отношения власти и подчинения; в существующих
структурах самоуправления зачастую «начальников» (министров) больше, чем
подчинённых;
тревожным фактором является и то, что некоторые члены органов само-
управления приобретают навыки законченных бюрократов, далёких от народа и
буквально «упивающихся» своей властью.
Детские общественные объединения
В соответствии с Законом РФ «Об общественных движениях» (1995 г.) в
России стали создаваться детские общественные объединения.
Детское общественное объединение это добровольное самоуправляемое
формирование граждан в возрасте до 18 лет, объединившихся на основе общности
интересов, направленных на удовлетворение в совместной деятельности духовных
и иных нематериальных потребностей, социальное становление и развитие членов
объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод. Можно выделить не-
сколько организационно-правовых форм детского (молодежного) общественного
объединения:
общественная организация (общественное объединение обучающихся,
предусматривающее фиксированное членство);
общественное движение (массовое общественное объединение, не
имеющее фиксированного членства и созданное для удовлетворения интересов
большого количества детей и молодежи; к примеру, «Юнармия»);
общественное учреждение (общественное объединение, созданное обу-
чающимися для оказания различного рода услуг);
орган общественной самодеятельности (общественное объединение, не
имеющее членства, целью которого является совместное решение различных со-
циальных проблем; к примеру, тимуровский отряд).
Авторы методических пособий, сопровождающих ФГОС, отмечают, что
большинство современных детей, в отличие от детей прошедшего XX в., не участ-
вуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций и, соот-
ветственно, лишены возможности приобрести опыт лидерства и работы в коман-
де, сотрудничества и взаимопомощи, работы на социальное благо и благо своего
товарища, близких людей. Эти же авторы пишут о том, что процессы глобализа-
ции и роста национального самосознания «оказывают неоднозначное воздействие
на современных детей, способствуя как формированию гражданской и этнической
170