Page 170 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 170
4) ученическое самоуправление как эпизодическая практика временных
групп организаторов конкретных дел;
5) ученическое самоуправление на основе временных групп организаторов
как постоянная практика образовательного учреждения;
6) ученическое самоуправление как постоянная содержательная, нефор-
мальная активность его постоянных органов (один из вариантов результата –
может превратиться в формальную систему.)135
Помимо указанных моментов необходимо отметить конкретные содержа-
тельные недочёты в деятельности созданных органов ученического самоуправле-
ния, замеченные автором пособия во время различных конкурсов моделей само-
управления:136
у многих участников органов самоуправления сложилось устойчивое
мнение, что деятельность органов ученического самоуправления связана прежде
всего с организацией досуга (вечеров, дискотек, «дней варенья»): в планах школ
актива органов ученического самоуправления можно увидеть такую тематику: «Как
оформить классный уголок», «Как провести новогодний вечер», «Как провести
библиотечный урок» и т.п. (нельзя отрицать значимость таких умений, однако од-
ной из важнейших задач органов самоуправления в учреждении является защита
гражданских прав и интересов учащихся, а гражданские права подразумевают пра-
во на участие в управлении делами, свободу собраний, право на информацию, лич-
ные и коллективные обращения и т.д.);
многие обучающиеся считают, что «активная жизненная позиция» свя-
зана с тем, что кто-то кого-то что-то должен заставить делать, потому что «все
должны участвовать в общественной жизни»; степень активности члена коллекти-
ва некоторые «самоуправленцы» предлагают определять по количеству посещён-
ных мероприятий;
некоторые «самоуправленцы» не могут внятно ответить на вопрос, ка-
кова же главная задача этой организация, пытаясь заменить задачи направлениями
деятельности;
многие органы самоуправления находятся под контролем администра-
ции школ, поэтому педагоги и обучающиеся отмечают, что они являются фор-
мальными и никакой роли в жизни образовательного учреждения не играют; дока-
зательства тому фразы детей о том, что «взрослые нам верят, поручают важные
дела», «классные руководители дали нам задание» и др.;
при создании таких органов часто проявляются пробелы в историко-
обществоведческом образовании организаторов – об этом свидетельствует факт
серьёзной путаницы в употребляемых правовых понятиях: иногда говорят о при-
нятии локального нормативного акта, называя его декларацией, определяют
135 Поляков С. Д. В поисках реалистического воспитания. М.: Центр «Педагогический
поиск», 2004. С. 114.
136 См. подробнее: Огоновская И. С. Размышление об итогах, или Есть ли перспективы у
конкурса… // Выборы и референдумы. 2006. № 3. С. 47.
169