Page 166 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 166

 расширение государственно-частного партнерства в сфере воспитания
детей.

        В силу ограниченности объема данного пособия остановимся на некоторых
важных позициях, в частности, на проблеме школьного соуправления и учениче-
ского самоуправления, деятельности детских общественных объединений, волон-
терской деятельности, участии детей в разработке и реализации социальных про-
ектов.

                                  Ученическое самоуправление
                   как демократический воспитательный институт

        Известный российский учёный (психолог, физиолог, невропатолог)
В.М. Бехтерев считал, что одним из важных стимулов развития личности являет-
ся общественную деятельность в условиях демократического строя, полагая, что
детям надо прививать «культуру социального героизма», чему могут способство-
вать ролевые игры, ознакомление с понятными им социальными проблемами, с
жизнью, деятельностью и подвигами личностей, посвятивших свою жизнь герои-
ческому служению Отечеству. 133

        Важно отметить, что в образовательном учреждении ребёнок проводит зна-
чимую часть своего времени, и школьная жизнь является частью его жизни.
Именно поэтому уклад школьной жизни становится локальной моделью жизни
общества, а её познание  познанием жизни. Для того, чтобы это познание было
позитивным и важным для дальнейшей судьбы человека, необходим особый
«школьный уклад», который обычно трактуется как взаимодействие корпоратив-
ной культуры учебного заведения (традиций, морально-психологического клима-
та, типа взаимоотношений между учениками и учителями, учителями и админи-
страцией, педколлективом и родителями) и организационной структуры школы
(локальные акты, органы управления и самоуправления и др.). Речь идёт о том,
что при таком подходе в образовательном учреждении основные элементы школь-
ной жизни (стиль обучения, характер оценивания образовательных результатов,
школьной политики, отношения) копируют элементы взрослой жизни, выстраи-
ваются в соответствии с базовыми демократическими ценностями.

        Такую модель принято называть институциональной. Благодаря ей субъек-
ты образовательного процесса (учащиеся, педагоги, администрация, родители,
обслуживающий персонал) осознают свою роль в развитии местного сообщества
и ответственность за судьбу страны в целом. Учащиеся при этом получают пер-
вичный опыт социально ответственного и правового поведения в реальных жиз-
ненных ситуациях. Созданный в школе демократический уклад жизни может быть
определён в качестве одного из условий качества школьного гражданско-
патриотического воспитания и гражданского образования.

        Демократическая модель образовательного учреждения предполагает:

133 Филонов Г. Н. Феномен гражданственности в структуре личностного развития // Педа-
гогика.  2002.  № 10.  С. 26.

                                              165
   161   162   163   164   165   166   167   168   169   170   171