Page 164 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 164

ром, а сам под заранее подготовленным предлогом порывает связи со своим по-
допечным.

        4-й этап – коммуникатор закрепляет связи новичка с исламистскими орга-
низациями: узкий круг «друзей-теологов» и псевдобогословов, общение с кото-
рыми всегда ведется в дистанционной форме через социальные сети, становится
новым барьером и фильтром, отделяющим молодого человека от окружающего
мира и от объективной реальности; вырваться из этой ловушки самостоятельно он
уже не может – его очень плотно ведут;

        5-й этап – в определенный момент коммуникатор сообщает подопечному,
что им заинтересовался «сам шейх», являющийся «крупнейшим богословом и
авторитетом в вопросах религии»; коммуникатор передает подопечному слова
шейха, якобы сказанные им в присутствии свидетелей: «Я передал несколько тво-
их суждений нашему шейху, и он очень тобой заинтересовался. Шейх сказал, что
ты – избранный и совершишь непоправимую ошибку, если не будешь развиваться
дальше. Шейх очень хочет с тобой встретиться, не отказывай ему»; услышав сло-
ва воображаемого шейха о том, что он «избранный», и о том, что в нем «горит
искра», юноша сразу понимает, что это – его шанс, и этот соблазн начисто стирает
из сознания любые мысли об элементарной осторожности: через некоторое время
он сообщает коммуникатору, что готов встретиться с шейхом;

        6-й этап – выясняется, что для знакомства с шейхом надо отправиться в
другое государство, и поездку надо организовать с соблюдением всех условий
конспирации: в тайне от родителей, родственников и друзей, поскольку все эти
люди могут помешать молодому человеку «сделать быструю карьеру»; если мо-
лодой человек соглашается, то к делу подключается агент-логистик: в деталях
разрабатывается маршрут, готовятся необходимые документы, адепта снабжают
минимальной суммой денег.

        В итоге однажды молодой человек не появляется дома, в университете, на
работе, не отвечает на звонки и письма в соцсетях. Родители начинают бить тре-
вогу, объявляют ребенка в розыск, поднимают на ноги общественность, волонте-
ров, но это не дает результата: к тому времени молодой человек уже успевает по-
кинуть границы страны. Если ему удается добраться до места назначения, то на
встречу с ним, как правило, приходит не богослов, а вербовщик, который и делает
молодому человеку классическое вербовочное предложение. Он может отказать-
ся, но в реальности такой возможности у него нет: один в чужой стране, без
средств, он постоянно находится под контролем, и обратно его не выпустят.
В этот момент у многих возникает прозрение: они понимают, в какую историю
попали. Но сделать при этом вновь испеченный агент ДАИШ ничего не может: из
лагеря террористов убежать нельзя.

        Бороться с вербовочной деятельностью экстремистов в социальных сетях
довольно сложно, но возможно. Естественно, этой работой должны заниматься не
граждане, а специальные службы. Вместе с тем огромное значение имеет и про-
филактика. В первую очередь экстремисты стремятся найти подход к людям мо-
лодого возраста – школьникам, студентам: их легче всего увлечь призывами «пе-

                                              163
   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168   169