Page 163 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 163

Информационный экстремизм в социальных сетях

        Современные экстремисты активно используют Интернет в своей деятель-
ности. Согласно объединённым данным контртеррористических ведомств, во
всемирной паутине насчитывается около 10 000 сайтов, то есть их имеют практи-
чески все действующие международные террористические и экстремистские ор-
ганизации. У них же есть сотни тысяч аккаунтов в социальных сетях. Специаль-
ные ведомства отслеживают, вычисляют, находят, блокируют эти сайты, однако
они снова возникают. Как пишет корреспондент «5-го канала» А. Синько, офици-
ально установлено, что теракт в петербургском метро 3 апреля 2017 г. был полно-
стью скоординирован эмиссаром ИГИЛ, находившимся на территории Сирии. Все
переговоры, явки, пароли, маршруты, сроки, схемы обсуждались в мессенджерах
«Telegram» и «WhatsApp».130

        Через сеть Интернет происходит и вербовка молодых людей в экстремист-
ские организации. Российский политолог А.В. Манойло представляет следующую
схему вербовки в запрещенную в России организацию ИГИЛ (ДАИШ), которую
можно разделить на определенные этапы:

        1-й этап – специально обученные люди анализируют тысячи аккаунтов в
социальных сетях, выбирая из них те, которые принадлежат молодым людям с
высоким уровнем интеллекта, но с большими проблемами в социализации (это
чаще всего студенты, не сумевшие вписаться в социум вуза и стремящиеся ком-
пенсировать нехватку общения, дружбы, внимания, участия и человеческой теп-
лоты; находясь в состоянии активного поиска, анонсируя в своем статусе наличие
личных проблем («все сложно»), эти юноши и девушки часто сами натыкаются на
вербовщика-мотиватора, который вводит молодого человека в свой круг общения
и ждет, когда тот его обнаружит и к нему обратится сам;

        2-й этап – мотиватор формирует у нового знакомого устойчивый интерес к
изучению исламской культуры, исламских традиций; объект вербовки втягивается
в изучение новой для него культуры в игровом режиме: он не замечает, как по-
гружается в виртуальный мир-халифат, в котором постепенно и незаметно под-
линные ценности мусульманской культуры подменяются более примитивными
пропагандистскими идеологемами;

        3-й этап – мотиватор «ведет» своего подопечного до тех пор, пока ислами-
стская идеология не вытесняет в сознании ученика все остальные сферы интере-
сов и увлечений, со временем ученик начинает изучать арабский язык, мальчик
отпускает бороду, а девочка начинает носить хиджаб в публичных местах, но
снимает его дома и прячет от родителей; на этом этапе происходит все большая
изоляция от сверстников и семьи и обостряется потребность в общении; в итоге –
с подачи своего наставника – ученик сам начинает искать новые знакомства, и
тогда мотиватор сводит его с новым членом группы вербовщиков – коммуникато-

130 Синько А. Уход в виртуальную зону – террористы меняют тактику [Электронный ре-
сурс]. Режим доступа: http://www.5-tv.ru/news/128710 (дата обращения: 20.06.2017).

                                              162
   158   159   160   161   162   163   164   165   166   167   168