Page 136 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 136

В этом же документе определены функции УУД: обеспечение возможно-
стей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учеб-
ные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения,
контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; создание усло-
вий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовно-
сти к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поли-
культурностью общества и высокой профессиональной мобильностью; обеспече-
ние успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентно-
стей в любой предметной области.123

        Универсальные учебные действия подразделяются на четыре основные
группы: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Все они
так или иначе связаны с задачами воспитания личности. В одном случае – это
ценностные ориентиры, в другом – качества личности, в третьем – навыки комму-
никации и т.д.

        Личностные УУД  действия, направленные на осознание обучающимися
целей, ценностно-смысловых и операционных характеристик. К ним относятся:
жизненное, личностное, профессиональное самоопределение; действия смысло-
образования и нравственно-этического оценивания, реализуемые на основе цен-
ностно-смысловой ориентации обучающихся (готовности к жизненному и лично-
стному самоопределению, знания моральных норм, умения выделять нравствен-
ный аспект поведения и соотносить поступки и события с принятыми этическими
принципами), а также ориентация в социальных ролях и межличностных отноше-
ниях.

       Жизненное          Личностное      Профессиональное
   самоопределение     самоопределение      самоопределение

        Действия         Личностные     Нравственно-этическое
  смыслообразования            УУД             оценивание

Ориентация в социаль-                   Ориентация в межлич-
        ных ролях                        ностных отношениях

        С точки зрения проблем воспитания умение совершать действия, названные
выше, – это базовые компетентности для любого человека, позволяющие ему быть
успешным в жизни, иметь комфортную окружающую среду, верно оценивать си-
туацию и людей, избегать ненужных конфликтов в общении с близкими людьми и
окружающим социумом.

        Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей
учебной деятельности, но приобретенные в этой сфере деятельности навыки яв-
ляются крайне важными для личностного развития человека, так как дают ему
возможность определять перспективы и ставить цели на протяжении всей жизни,
находить средства, проявлять волю для достижения поставленной цели.

123 Фундаментальное ядро содержания общего образования.  С. 66.

                                              135
   131   132   133   134   135   136   137   138   139   140   141