Page 139 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 139
умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка
действий партнёра;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
владение монологической и диалогической формами речи в соответст-
вии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Планирование Постановка вопросов Совместный
учебного поиск и сбор
Коммуникативные информации
сотрудничества УУД
Разрешение Управление поведением
конфликтов партнёра
Умение выражать Владение монологиче-
свои мысли ской и диалогической
формами речи
Названные универсальные действия будут освоены обучающимися гораздо
быстрее и прочнее в случае обсуждения на уроках целого ряда вопросов и про-
блем, 124 и ключевые из них мы выделим в данном пособии (см. Таблица 14).
Таблица 14
Ценностно-ориентированные вопросы для обсуждения на уроках
Предметы Вопросы (проблемы), важные с позиции воспитания
Русский язык Начальное общее образование
почему для любого человека важен его родной язык?
почему русский язык считают величайшим сокровищем?
почему слова так важны в жизни человека?
почему «добрые» слова лечат, а «злые» – калечат?
почему в русском языке много слов, заимствованных из
других языков?
можно ли обидеть другого человека словом?
как спорить, не нарушая правил дискуссии?
могут ли участники спора понять друг друга, используя
ненормативную лексику?
124 См. подробнее: Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе
общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: Мето-
дическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Веста», 2016. – С. 74–98.; Она же.
Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толе-
рантности в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления,
методы, формы: Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика»,
2017. – С. 147–169.
138