Page 139 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 139

 умение управлять поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка
действий партнёра;

         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;

         владение монологической и диалогической формами речи в соответст-
вии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

  Планирование   Постановка вопросов         Совместный
     учебного                                поиск и сбор
                  Коммуникативные            информации
 сотрудничества            УУД
   Разрешение                         Управление поведением
   конфликтов                                  партнёра

Умение выражать                       Владение монологиче-
   свои мысли                          ской и диалогической

                                            формами речи

        Названные универсальные действия будут освоены обучающимися гораздо
быстрее и прочнее в случае обсуждения на уроках целого ряда вопросов и про-
блем, 124 и ключевые из них мы выделим в данном пособии (см. Таблица 14).

                                                                                  Таблица 14
Ценностно-ориентированные вопросы для обсуждения на уроках

     Предметы           Вопросы (проблемы), важные с позиции воспитания
Русский язык         Начальное общее образование

                почему для любого человека важен его родной язык?
                почему русский язык считают величайшим сокровищем?
                почему слова так важны в жизни человека?
                почему «добрые» слова лечат, а «злые» – калечат?
                почему в русском языке много слов, заимствованных из
               других языков?
                можно ли обидеть другого человека словом?
                как спорить, не нарушая правил дискуссии?
                могут ли участники спора понять друг друга, используя
               ненормативную лексику?

124 См. подробнее: Огоновская И. С. Гражданско-патриотическое воспитание в системе
общего и дополнительного образования: содержание, направления, методы, формы: Мето-
дическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Веста», 2016. – С. 74–98.; Она же.
Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толе-
рантности в системе общего и дополнительного образования: содержание, направления,
методы, формы: Методическое пособие для педагогов. – Екатеринбург: ООО «Периодика»,
2017. – С. 147–169.

                                              138
   134   135   136   137   138   139   140   141   142   143   144