Page 132 - Огоновская И. С. Воспитание детей как стратегический общенациональный приоритет
P. 132

К.Д. Ушинский обосновали необходимость комплексного решения учебных, вос-
питательных и развивающих задач, В.Я. Стоюнин и Н.Ф. Бунаков доказали целе-
сообразность признания «живого» знания как средства воспитания человека и
гражданина, П.Ф. Каптерев разработал принцип «параллелизма» умственного и
нравственного воспитания, М.М. Рубинштейн исследовал психологические осно-
вы воспитывающего обучения. В настоящее время ни один педагог не сомневает-
ся в том, что процессы обучения и воспитания неразрывно связаны друг с другом.
Другое дело, что в педагогической практике сохраняются ряд стереотипов, что
воспитанием гражданственности и патриотизма должны заниматься учителя ис-
тории и обществознания, воспитанием духовно-нравственных качеств – учителя
литературы и музыки, что пропаганда физического здоровья – это задача учителя
физкультуры, а трудовое воспитание – прерогатива учителя труда. Такой подход
ни в коей мере не соответствует комплексному подходу в воспитании и не может
дать позитивных результатов. Каждый учитель на своем месте – это воспитатель,
и только комплексное решение дидактических и воспитательных задач может
обеспечить формирование и развитие гармонически развитой, гуманистически
ориентированной личности. В процессе передачи знаний обучающимся учителя
придают им необходимую направленность, что позволяет попутно, опосредован-
но, ненавязчиво формировать важнейшие мировоззренческие, социальные, идео-
логические, нравственные и другие установки. Таким образом, обучение носит
воспитывающий характер, а воспитание, в свою очередь, – обучающий характер,
так как в процессе воспитания всегда присутствует элемент обучения (к примеру,
обучение правилам поведения, общения и др.).

        Именно об этом речь идет в Федеральных государственных образователь-
ных стандартах начального, основного и среднего (полного) образования, которые
определяют основные требования к содержанию образования в целом: результа-
там освоения, структуре, условиям реализации основных образовательных про-
грамм на каждой ступени обучения. Пройдя 3 уровня образования, выпускник 11
класса, согласно Федеральному государственному образовательному стандарту
среднего (полного) образования, 120 должен выглядеть следующим образом. Это
человек:

         любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культу-
ру и духовные традиции;

         осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, россий-
ского гражданского общества, многонационального российского народа, челове-
чества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

         креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно по-
знающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для
человека и общества;

120 См.: Приказ Минобрнауки «Об утверждении Федерального государственного образова-
тельного стандарта среднего (полного) общего образования // Вестник образования. 

2012.  № 13.  С. 5; Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования // Вестник образования.  2012.  № 13.  С. 675.

                                              131
   127   128   129   130   131   132   133   134   135   136   137