Page 79 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 79
какие страны мира вам кажутся наиболее близкими России по
культурным традициям?
как влияют иностранные слова, проникающие в русский язык, на
ментальность россиян?
какие общие проблемы существуют у людей, проживающих в разных
странах?
Предмет «История России» как никакой другой способствует развитию
гражданско-патриотических качеств личности, помогает гражданской,
этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации обучающихся,
усвоению базовых национальных ценностей. Изучение систематического курса
отечественной истории с древности до наших дней помогает школьникам понять
закономерности развития человеческого общества, оценить его достижения в
политической, экономической, социальной, культурной сферах, осознать
негативность последствий международных и этнических конфликтов.
Изучение истории государств и народов чрезвычайно важно, так как, по
мнению французского поэта Поля Валери, именно история «является самым
опасным когда-либо произведенным продуктом интеллекта», делает «нации
желчными, спесивыми, невыносимыми и пустыми».75 С данным мнением можно
согласиться, так как следствием изучения школьных учебников истории может
быть искаженное историческое сознание, сформировавшиеся стереотипы в
отношении одних народов к другим. Так битва сербов и боснийцев с турками
при Косово, произошедшая в ХIX в., до сих пор является одной из причин
раздора между ними; советско-польская война 1920 г. и Катынь – причина
многолетних холодных отношений России и Польши; секретные протоколы к
договору 1939 г. до сих пор осложняют отношения России со странами
Прибалтики.
Особенность отечественной истории заключается в том, что она, как
никакая другая, богата событиями, связанными с военными действиями. Если
убрать из учебников по истории Отечества материал, отражающий
многочисленные войны XVI–XIX вв. (русско-польские, русско-шведские,
русско-турецкие, русско-французские, русско-иранские и другие) и военные
события XX в. (русско-японская, две мировых, гражданская, советско-польская,
советско-финская, Великая Отечественная, афганская, чеченские войны), то в
них останется несколько строк. Именно поэтому сознание россиян
милитаризировано и с трудом поддается гуманизации.
Большую роль в формировании культуры толерантности посредством
истории могут играть темы, в которых раскрывается потенциал международного
сотрудничества, взаимодействия народов России:
75 Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методика преподавания истории в школе. – М.:
ВЛАДОС, 1999. – С. 17.
78