Page 77 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 77
как священный долг русского воина; победа добра над злом; осуждение корысти,
зависти, лжи, подлости);
«Народная мудрость в баснях В.А. Крылова» (осуждение беззакония и
насилия, творимого над крепостными крестьянами, народом со стороны власти и
помещиков; обращение к общечеловеческим идеалам; осуждение жадности,
эгоизма, равнодушия к чужому несчастью, душевной черствости и т.д.);
«Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина» (проблема
взаимоотношений общества и власти; народный бунт как следствие
политического и социального конфликтов; осуждение насилия как способа
решения социальных проблем);
«Эпическое величие мира и героический размах жизни в повести
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (проблема взаимоотношений запорожских казаков с
поляками, формирование стереотипа о поляках как агрессивном, кровожадном и
жестоком народе);
«Тема несправедливой власти в поэме М. Лермонтова «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
(проблемы взаимоотношения человека и власти, человеческого достоинства,
политического насилия со стороны власти);
«Социальные проблемы в произведениях Н.В. Гоголя» (проблема
маленького одинокого человека в безжалостном бюрократическом государстве);
«Противостояние человека и общества в произведениях А.М. Горького»
(противостояние сильного человека обществу; поиск компромиссов в
отношениях между людьми; проблема баланса силы и договора в решении
спорных вопросов);
«Проблема исторической ответственности интеллигенции в творчестве
М.А. Булгакова» (проблема революции как насилия над личностью и обществом;
негативные последствия прихода маргиналов к власти; проблема формирования
человека новой культуры);
«Судьба человека в годы Великой Отечественной войны и
послевоенный период в одноимённом рассказе М.А. Шолохова» (осуждение
войны как политического и социального явления; фашизм как идеология и
практика человеконенавистничества) и др.
В рамках программы для основной школы предполагается изучение
обучающимися творчества Г. Тукая, М. Карима, К. Кулиева, Р. Гамзатова.
Тукай Габдулла (1886–1913), татарский народный поэт, литературный
критик, публицист, общественный деятель и переводчик. Автор стихов «Нам
предлагают подлецы…», «Паразитам», «Национальные чувства», «Хочу
разумным быть», «Родная деревня», «Книга», в которых поднимаются проблемы
революции, национальных отношений, светского и религиозного образования,
единства народа и его культуры.
Г. Тукай считается одним из основоположников татарского языка, он
один из первых написал о его выдающейся роли: «Родной язык – святой язык,
отца и матери язык / Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!».
76