Page 78 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 78
Карим Мустай (1919–2005), башкирский советский поэт, писатель и
драматург, Народный поэт Башкирской АССР (1963), Герой Социалистического
Труда (1979), Лауреат Ленинской (1984) и Государственной премий СССР
(1972).
Опубликовал более 100 поэтических и прозаических сборников, свыше 10
драматических произведений. Сборники стихов и поэм «Черные воды»,
«Возвращение», «Европа-Азия», «Времена», пьесы «Страна Айгуль»,
«Похищение девушки», «В ночь лунного затмения», «Салават. Семь сновидений
сквозь явь», «Не бросай огонь, Прометей!», повести «Радость нашего дома»,
«Таганок», «Помилование», «Долгое-долгое детство», «Деревенские адвокаты»
(журнал «Дружба народов», 1988, № 8). Произведения М. Карима переведены на
десятки языков России и мира.
Кулиев Кайсын. Рекомендованы для изучения в основной школе
стихотворения «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы малым ни был
мой народ…» (тема бессмертия народа, его языка, поэзии, обычаев).
Гамзатов Расул. Рекомендованы для учащихся среднего звена
стихотворения «Мой Дагестан», «В горах джигиты ссорились, бывало…»
(изображение национальных обычаев и традиций аварцев).
Ключевые вопросы для обсуждения:
возможно ли существование государства без насилия над его
подданными?
можно ли избежать социальных бунтов в государстве и если «да», то
при каких условиях?
почему насилие (военное, физическое, психологическое, моральное)
является одним из главных способов решения политических, социальных,
личностных проблем?
в чем причины интолерантности в отношениях государств, народов,
социальных групп, отдельных индивидов?
Как можно противостоять политическому, национальному,
этническому, духовному экстремизму?
В рамках предмета «Иностранный язык» учащиеся должны овладеть
социокультурной/межкультурной компетенцией и приобщиться к культуре,
традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, научиться представлять
свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения. Значимыми для
формирования толерантной личности являются темы: «Взаимоотношения в
семье, с друзьями»; «Школа и школьная жизнь, изучаемые предметы и
отношение к ним»; «Родная страна и страна/страны изучаемого языка»; «Защита
окружающей среды».
Ключевые вопросы для обсуждения:
почему отношения в семье так важны для человека любой расы,
национальности, вероисповедания?
кого можно считать настоящим другом и почему?
как выстраивать отношения в школе, чтобы было комфортно учиться?
77