Page 73 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 73
за что родители любят своих детей, а дети родителей?
какие семейные традиции есть в вашем доме?
представители каких национальностей живут в вашем городе (селе, де-
ревне)? что вы знаете о их традициях и обычаях?
что значит быть культурным человеком?
почему человек должен трудиться?
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов
России. Основы религиозных культур и светской этики» введена в
инвариантную часть базисного учебного плана начального общего образования
и представлена такими предметами, как «Основы светской этики», «Основы
мировых религиозных культур», «Основы православной культуры», «Основы
исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской
культуры». Целью введения указанных курсов является знакомство младших
школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование
первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры
России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей,
наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного
вероисповедания.72
Изучая указанные предметы, учащиеся расширяют свои знания о мире, о
мировой культуре, о традиционных религиях, приобретают опыт участия в
диалоге мировоззрений, что чрезвычайно важно в условиях
глобализирующегося мира. Всё это позволяет формировать и развивать духовно-
нравственную культуру учащихся, культуру толерантности.
Этические ориентиры религиозных культур народов России:
православие (помощь всем окружающим в самых обычных
обстоятельствах; сострадание к больным и нуждающимся людям; личная
ответственность за свои слова, поступки, за родных и близких людей, за всех
других людей; благожелательность ко всем людям; труд; и др.);
ислам (бескорыстная помощь другим; милосердие; ответственность за
свои дела; совершение добра; доброе отношение к родителям; щедрость; жизнь
в мире и согласии с людьми; порицание безнравственности, жестокости,
агрессии и кровопролития; умение сдерживать свои низменные страсти; и др.);
иудаизм (любовь к ближнему, как к самому себе; создание семьи как
обязанность перед Богом; первенство мужчины в труде и духовность женщины;
труд для обустройства окружающего мира; помощь нуждающимся; попечение о
престарелых родителях; и др.);
буддизм (ценность ума и сознания человека; нравственная
ответственность за свою и чужую жизнь; щедрость; терпение и толерантность;
72 Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур
и светской этики. 4 кл. (45 кл.): рабочая программа для общеобразоват. учреждений / авт.-
сост. Т. Д. Шапошникова, К. В. Савченко. 2-е изд., стер. М.: Дрофа, 2013. С. 11.
72