Page 69 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 69

5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
           ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ УРОЧНОЙ
                              ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                             5.1. Начальное общее образование

        Пришедшие в начальную школу дети испытывают на себе влияние целого
ряда противоречивых факторов: процессов глобализации (рост национального
самосознания, формирование гражданской и этнической идентичности / интоле-
рантное отношение к «чужим», непохожим на себя); расширяющейся диффе-
ренциации (рост количества одаренных и способных детей / увеличение количе-
ства детей, попадающих в «группу риска»); информационной среды (получение
новых знаний о природе и обществе, расширение кругозора / агрессивность ин-
формации, составляющей угрозу психологической безопасности личности); и
др. В этих условиях целенаправленная работа по формированию культуры толе-
рантности у младших школьников становится одним из главных направлений
воспитательной работы в целом.

        Профилактическая работа антиэкстремистской направленности в началь-
ной школе может осуществляться прежде всего через предметные области:
«Филология», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Осно-
вы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Физиче-
ская культура».

        В рамках предметной области «Филология» (русский язык, родной язык;
литературное чтение; литературное чтение на родном языке; иностранный язык)
результатами обучения являются:

         первоначальные представления о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосоз-
нания;

         понимание значимости языка как как явления национальной культуры
и основного средства человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка в России, языка межнационального общения;

         позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

         усвоенные правила речевого этикета, умения ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения; и т.д.

        Предмет «Русский язык» позволяет сформировать у учащихся
представления о языке как составляющей целостной научной картины мира,
воспитать позитивно-ценностное отношение к русскому языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Изучение русского
языка детьми, не владеющими им ранее (к примеру, детьми мигрантов) является
необходимым условием их толерантного общения со сверстниками. Пониманию
значения языка как средства межкультурного диалога способствует изучение

                                                   68
   64   65   66   67   68   69   70   71   72   73   74