Page 69 - Профилактика экстремизма, гармонизация межнациональных отношений и культура толерантности
P. 69
5. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ
ТОЛЕРАНТНОСТИ В СИСТЕМЕ УРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5.1. Начальное общее образование
Пришедшие в начальную школу дети испытывают на себе влияние целого
ряда противоречивых факторов: процессов глобализации (рост национального
самосознания, формирование гражданской и этнической идентичности / интоле-
рантное отношение к «чужим», непохожим на себя); расширяющейся диффе-
ренциации (рост количества одаренных и способных детей / увеличение количе-
ства детей, попадающих в «группу риска»); информационной среды (получение
новых знаний о природе и обществе, расширение кругозора / агрессивность ин-
формации, составляющей угрозу психологической безопасности личности); и
др. В этих условиях целенаправленная работа по формированию культуры толе-
рантности у младших школьников становится одним из главных направлений
воспитательной работы в целом.
Профилактическая работа антиэкстремистской направленности в началь-
ной школе может осуществляться прежде всего через предметные области:
«Филология», «Обществознание и естествознание (Окружающий мир)», «Осно-
вы духовно-нравственной культуры народов России», «Искусство», «Физиче-
ская культура».
В рамках предметной области «Филология» (русский язык, родной язык;
литературное чтение; литературное чтение на родном языке; иностранный язык)
результатами обучения являются:
первоначальные представления о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосоз-
нания;
понимание значимости языка как как явления национальной культуры
и основного средства человеческого общения, осознание значения русского
языка как государственного языка в России, языка межнационального общения;
позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как
показателям общей культуры и гражданской позиции человека;
усвоенные правила речевого этикета, умения ориентироваться в целях,
задачах, средствах и условиях общения; и т.д.
Предмет «Русский язык» позволяет сформировать у учащихся
представления о языке как составляющей целостной научной картины мира,
воспитать позитивно-ценностное отношение к русскому языку, чувство
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты. Изучение русского
языка детьми, не владеющими им ранее (к примеру, детьми мигрантов) является
необходимым условием их толерантного общения со сверстниками. Пониманию
значения языка как средства межкультурного диалога способствует изучение
68