Page 18 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 18

1.2. Проектная деятельность обучающихся
        в контексте некомпетентностного и компетентностного обучения

        Будущее России неразрывно связано с качеством российского образования,
которое должно сохранить свою фундаментальность и соответствовать актуаль-
ным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Между
тем сохранение традиционного подхода в образовании, основанного на обеспече-
нии обучающихся широким набором знаний и предметных умений (особенно в
области естественно-математических дисциплин), не гарантируют выпускнику
успешную взрослую жизнь (адаптацию на рабочем месте, карьеру и др.). Причина
этой неуспешности в том, что, приобретя достаточное количество знаний и уме-
ний, выпускник образовательного учреждения не имеет опыта их применения в
различных ситуациях неопределённости. Результаты образования в данном случае
не соответствуют потребностям рынка труда. Как отмечают руководители госу-
дарственных предприятий, представители сферы бизнеса, выпускники средних
специальных и даже высших учебных заведений имеют достаточную специаль-
ную подготовку, однако не готовы к горизонтальной мобильности в профессиях,
не способны широко мыслить, применять полученные знания и навыки в иннова-
ционном поле, брать на себя ответственность за те или иные решения, адаптиро-
ваться в коллективе, проявлять инициативу, работать в команде, эффективно ис-
пользовать ограниченные ресурсы и т.д.

        Актуализируя проблему компетентностного подхода в образовании, можно
обратиться к данным международных исследований PISA, показывающим умения
школьников 1516 лет ориентироваться в ситуациях, близких к реальным, жиз-
ненным. По данным проведённых исследований, в 2000 г. Россия заняла 15-е ме-
сто, в 2003 г.  32-е место, в 2006 г.  37-е место, в 2009 г.  снова 37-е место (сре-
ди 65 государств-участников), в 2015 г. – 33-е место.7 Такие результаты  показа-
тель того, что существующая система образования обеспечивает учащихся значи-
тельным багажом предметных знаний, но не способствует развитию у них умения
выходить за пределы учебных ситуаций, в которых формируются эти знания, и
решать творческие задачи. Исследования PISA касаются грамотности чтения, ес-
тественнонаучной и математической грамотности, но могут рассматриваться как

7 См.: Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / под ред. А. Б. Ворон-
цова. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – С. 3; PISA 2012: мы ждём перемен // Электрон-
ный журнал об образовании. [Электронный ресурс]. URL::
http://www.akvobr.ru/pisa_2012_zhdem_peremen.html. (дата обращения:1.06 2013); Сту-
лов М. Качество образования в России осталось на уровне ниже среднего [Электронный
ресурс]. Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2016/12/06/668429-
estoniya-reiting (дата обращения: 10.11.2017).

                                                          17
   13   14   15   16   17   18   19   20   21   22   23