Page 207 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 207

Приложение 2

                       Рекомендации по разработке и выполнению
                           социально-экологического проекта113

        Первый шаг
        Основные задачи: изучить экологическую ситуацию в регионе проживания,
составить отчет о проведенном исследовании и сформулировать выводы.
        Социологическое исследование (изучение общественного мнения) может
проводиться в каком-либо коллективе (при этом устанавливаются контакты с его
руководителем) или среди жителей микрорайона города, поселка (для этого фор-
мируется рабочая группа). Если это по каким-либо причинам сложно сделать,
проведите свое исследование среди учащихся вашей школы и их семей. Оно
включает в себя несколько этапов.
        1. Сбор первичной информации по интересующей проблеме осуществляет-
ся в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполнение анкет, записи иссле-
дователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.
        2. Обработка (вручную или на компьютере) полученного материала.
        3. Оформление результатов в виде отчетов, таблиц и т. д.
        4. Анализ результатов и формулирование выводов, которые, однако, не
должны быть самоцелью. Главное – практические действия, вытекающие из про-
веденного исследования, – это и есть экологический проект, к подготовке и реа-
лизации которого может приступать ваша группа.

        Второй шаг
        Основные задачи: сформулировать экологическую проблему, в решении
которой может принять участие ваша проектная группа; определить причины воз-
никновения данной проблемы.
        1. На этом этапе важно не путать понятие «экологическая проблема» с ее
видимыми последствиями. Например, увидев неубранный мусор в населенном
пункте, не следует формулировать «проблему мусора». Это лишь следствие, а
проблема может состоять в:
        а) отсутствии экологической культуры чиновников, отвечающих за этот
участок работы;
        б) низком уровне профессионализма представителей местных органов вла-
сти;
        в) отсутствии программ экологического воспитания в системе школьного и
внешкольного образования;
        г) низком уровне общей культуры населения данного населенного пункта и
т.д.

113 См. подробнее: Прутченков А. В. Девять шагов выполнения социально-экологического
проекта // Биология для школьников. 2015. № 4. С. 48–52.

                                                         206
   202   203   204   205   206   207   208   209   210   211   212