Page 207 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 207
Приложение 2
Рекомендации по разработке и выполнению
социально-экологического проекта113
Первый шаг
Основные задачи: изучить экологическую ситуацию в регионе проживания,
составить отчет о проведенном исследовании и сформулировать выводы.
Социологическое исследование (изучение общественного мнения) может
проводиться в каком-либо коллективе (при этом устанавливаются контакты с его
руководителем) или среди жителей микрорайона города, поселка (для этого фор-
мируется рабочая группа). Если это по каким-либо причинам сложно сделать,
проведите свое исследование среди учащихся вашей школы и их семей. Оно
включает в себя несколько этапов.
1. Сбор первичной информации по интересующей проблеме осуществляет-
ся в разной форме: ответы на вопросы интервью, заполнение анкет, записи иссле-
дователя в карточках наблюдения, аудио- и видеозаписи и др.
2. Обработка (вручную или на компьютере) полученного материала.
3. Оформление результатов в виде отчетов, таблиц и т. д.
4. Анализ результатов и формулирование выводов, которые, однако, не
должны быть самоцелью. Главное – практические действия, вытекающие из про-
веденного исследования, – это и есть экологический проект, к подготовке и реа-
лизации которого может приступать ваша группа.
Второй шаг
Основные задачи: сформулировать экологическую проблему, в решении
которой может принять участие ваша проектная группа; определить причины воз-
никновения данной проблемы.
1. На этом этапе важно не путать понятие «экологическая проблема» с ее
видимыми последствиями. Например, увидев неубранный мусор в населенном
пункте, не следует формулировать «проблему мусора». Это лишь следствие, а
проблема может состоять в:
а) отсутствии экологической культуры чиновников, отвечающих за этот
участок работы;
б) низком уровне профессионализма представителей местных органов вла-
сти;
в) отсутствии программ экологического воспитания в системе школьного и
внешкольного образования;
г) низком уровне общей культуры населения данного населенного пункта и
т.д.
113 См. подробнее: Прутченков А. В. Девять шагов выполнения социально-экологического
проекта // Биология для школьников. 2015. № 4. С. 48–52.
206