Page 194 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 194

следних 20 лет. Фасилитатор  это человек, обеспечивающий успешную группо-
вую коммуникацию. Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и
регламента, позволяя при этом её участникам сконцентрироваться на целях и
содержании встречи, работы. В контексте этимологии термина можно сказать,

что фасилитатор  это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и
лёгкий для всех её участников, тот, кто помогает группе понять общую цель и
поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в
процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.
В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, неред-
ко определяют как дирижёра.

        В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором назы-
вают педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «труд-
ную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).

        Фасилитатор:
         мотивирует учащихся к обсуждению проблемы;
         обеспечивает процесс группового обсуждения;
         предлагает схемы анализа;
         наблюдает за процессом;
         консультирует;
         информирует по определённым вопросам;
         даёт рекомендации;
         инициирует оценку продукта, презентации; и т.д.

        Все обозначенные выше роли требуют от педагога определённых профес-
сиональных и личностных качеств. Сам же педагог, выполняя ту или иную роль, в
ходе работы над проектом развивает собственные умения, способности:

         создавать среду, провоцирующую обучающегося к самоопределению и
            самоуправлению в принятии решения;

         выстраивать общение с учениками на основе уважительного отношения
            к внутреннему миру ребенка;

         стимулировать появление вопросов и желания найти на них ответы;
         выстраивать доверительные отношения с обучающимися на основе вза-

            имной ответственности;
         учитывать интересы и мотивации ребёнка;
         давать обучающимся право в принятии значимых решений;
         развивать собственные творческие способности.
        Отношение обучающихся к исследовательской, проектной деятельности,
ориентированной на конечный результат в виде проектной работы, не всегда тако-
во, как хочется педагогу. Кто-то из них принимает ценности данного вида дея-
тельности и активно в неё включается, кто-то относится к ней более прагматично

                                                         193
   189   190   191   192   193   194   195   196   197   198   199