Page 194 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 194
следних 20 лет. Фасилитатор это человек, обеспечивающий успешную группо-
вую коммуникацию. Он следит за соблюдением правил встречи, её процедуры и
регламента, позволяя при этом её участникам сконцентрироваться на целях и
содержании встречи, работы. В контексте этимологии термина можно сказать,
что фасилитатор это тот, кто превращает процесс коммуникации в удобный и
лёгкий для всех её участников, тот, кто помогает группе понять общую цель и
поддерживает позитивную групповую динамику для достижения этой цели в
процессе дискуссии, не защищая при этом одну из позиций или сторон.
В групповых тренингах тренера, работающего в фасилитаторском стиле, неред-
ко определяют как дирижёра.
В парадигме личностно-ориентированной педагогики фасилитатором назы-
вают педагога, который помогает ребёнку в процессе развития, облегчает «труд-
ную работу роста» (в этом значении термин был введён К. Роджерсом).
Фасилитатор:
мотивирует учащихся к обсуждению проблемы;
обеспечивает процесс группового обсуждения;
предлагает схемы анализа;
наблюдает за процессом;
консультирует;
информирует по определённым вопросам;
даёт рекомендации;
инициирует оценку продукта, презентации; и т.д.
Все обозначенные выше роли требуют от педагога определённых профес-
сиональных и личностных качеств. Сам же педагог, выполняя ту или иную роль, в
ходе работы над проектом развивает собственные умения, способности:
создавать среду, провоцирующую обучающегося к самоопределению и
самоуправлению в принятии решения;
выстраивать общение с учениками на основе уважительного отношения
к внутреннему миру ребенка;
стимулировать появление вопросов и желания найти на них ответы;
выстраивать доверительные отношения с обучающимися на основе вза-
имной ответственности;
учитывать интересы и мотивации ребёнка;
давать обучающимся право в принятии значимых решений;
развивать собственные творческие способности.
Отношение обучающихся к исследовательской, проектной деятельности,
ориентированной на конечный результат в виде проектной работы, не всегда тако-
во, как хочется педагогу. Кто-то из них принимает ценности данного вида дея-
тельности и активно в неё включается, кто-то относится к ней более прагматично
193