Page 190 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 190
Учитель (возмож- Ученик Содержание Формы, методы,
ные действия) опыта технологии учения
Организация мик- Уяснение цели ис- Исследователь- Проблемный (иссле-
роисследований. следования (сути ский опыт, овла- довательский) метод
Помощь в опре- проблемы, ожидае- дение понятия- выполнения исследо-
делении гипотезы, мого или неизвест- ми «проблема», вательских дейст-
выборе методов, ного результата) «гипотеза», «ме- вий моделирования,
формулировке тод», «научный сравнения, экспери-
выводов результат» мента, обобщения
Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько
сложились взаимоотношения учителя (наставника, научного руководителя) с уча-
стниками проекта, насколько учитель уважает выбор, сделанный учениками, в
определении темы, организации рабочего процесса и выполнении самой работы.
Роль учителя заключается в задании областей исследования, формулировании те-
мы, объяснении методов исследования, стимулировании исследовательской и про-
ектной деятельности.
Учитель, использующий метод проектов в своей деятельности, выполняет
одновременно целый ряд ролей, каждая из которых сложна и ответственна.
От того, как удастся педагогу-наставнику сыграть эти роли, зависит и успех от-
дельного обучающегося и целой группы в решении поставленных задач.
Консультант
Консультирование (лат. consultatio совещание) одна из форм педагоги-
ческого сопровождения. В условиях проектной деятельности педагог осуществля-
ет индивидуальную или групповую консультацию, вступая с обучающимися в так
называемый консультативный контакт (термин, применяемый в сфере психологии
и обозначающий уникальный динамичный процесс, во время которого один чело-
век помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для актуализации
личностного потенциала и продвижения в решении поставленной задачи).
Педагог-консультант:
не вмешивается в содержание проекта, а обеспечивает освоение обу-
чающимися алгоритмов деятельности (помогает составить перечень
проблем, сформулировать и/или уточнить тему, разъяснить необходи-
мость той или иной операции и т.п.);
помогает определить метод исследования, соответствующий конкретной
задаче;
не выполняет работу вместо обучающихся, а задаёт им вопросы, кото-
рые направляют их деятельность в определенное русло;
189