Page 190 - Проекты гражданско-патриотической направленности
P. 190

Учитель (возмож-  Ученик               Содержание   Формы, методы,
  ные действия)                            опыта   технологии учения

Организация мик- Уяснение цели ис- Исследователь- Проблемный (иссле-

роисследований. следования (сути ский опыт, овла- довательский) метод

Помощь в опре- проблемы, ожидае- дение понятия- выполнения исследо-

делении гипотезы, мого или неизвест- ми «проблема», вательских дейст-

выборе методов, ного результата)  «гипотеза», «ме- вий  моделирования,
формулировке                      тод», «научный сравнения, экспери-

выводов                           результат»       мента, обобщения

        Эффективность проектной работы во многом зависит от того, насколько
сложились взаимоотношения учителя (наставника, научного руководителя) с уча-
стниками проекта, насколько учитель уважает выбор, сделанный учениками, в
определении темы, организации рабочего процесса и выполнении самой работы.
Роль учителя заключается в задании областей исследования, формулировании те-
мы, объяснении методов исследования, стимулировании исследовательской и про-
ектной деятельности.

        Учитель, использующий метод проектов в своей деятельности, выполняет
одновременно целый ряд ролей, каждая из которых сложна и ответственна.
От того, как удастся педагогу-наставнику сыграть эти роли, зависит и успех от-
дельного обучающегося и целой группы в решении поставленных задач.

                                            Консультант

        Консультирование (лат. consultatio  совещание)  одна из форм педагоги-
ческого сопровождения. В условиях проектной деятельности педагог осуществля-
ет индивидуальную или групповую консультацию, вступая с обучающимися в так
называемый консультативный контакт (термин, применяемый в сфере психологии
и обозначающий уникальный динамичный процесс, во время которого один чело-
век помогает другому использовать свои внутренние ресурсы для актуализации
личностного потенциала и продвижения в решении поставленной задачи).

        Педагог-консультант:
         не вмешивается в содержание проекта, а обеспечивает освоение обу-

            чающимися алгоритмов деятельности (помогает составить перечень
            проблем, сформулировать и/или уточнить тему, разъяснить необходи-
            мость той или иной операции и т.п.);
         помогает определить метод исследования, соответствующий конкретной
            задаче;
         не выполняет работу вместо обучающихся, а задаёт им вопросы, кото-
            рые направляют их деятельность в определенное русло;

                                  189
   185   186   187   188   189   190   191   192   193   194   195